Несмотря на стремительно нарастающий в России «снежный ком» социальных и экономических проблем, Владимир Путин анонсировал очередной дорогостоящий проект, который потянет миллиарды рублей российских граждан.
20 февраля во время ежегодного послания Федеральному собранию президент России торжественно заявил о начале строительства четырех культурных центров в Калининграде, Кемерово, Владивостоке и оккупированном Севастополе. По предварительным подсчетам стоимость проекта составит не менее 120 млрд рублей. Его профинансируют из бюджета самой закрытой государственной компании «Роснефтегаз», которую Путин называет «нефтяной кубышкой» и вторым кошельком правительства. Деньги освоит компания одного из главных спонсоров российского президента и бывших строителей инфраструктуры для олимпиады, Аркадия Ротенберга. Планируется, что четыре комплекса, которые станут региональными филиалами Большого театра, Третьяковской галереи, Эрмитажа и Мариинского театра откроют свои двери для посетителей не позднее 2023 года.
Впервые о создании во Владивостоке, Калининграде, Кемерове и оккупированном Севастополе культурно-образовательных и музейных комплексов Путин заговорил на прошлогоднем послании Федеральному собранию. 8 января сего года Владимир Путин провёл совещание по вопросу создания региональных филиалов известных российских музеев и театров. На совещании присутствовали вице-премьер Ольга Голодец, помощник президента Андрей Белоусов, советник президента по культуре Владимир Толстой, губернаторы регионов, где будут созданы центры и другие чиновники. Голодец рассказала, что расходы на новый путинский проект обсуждались на отдельном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.
Очевидно, что география строительства культурных центров объясняется приграничным расположением всех четырех городов и возможностью вещания антизападной пропагандистской машины Кремля в самых отдаленных районах России. Согласно сообщению источника Би-би-си, близкого к Кремлю и знакомого с подготовкой проекта, которое было опубликовано русской службой британского информагентства: «Совершенно понятно, что нужно как-то удерживать эти три геополитические территории», подразумевая под тремя территориями оккупированный Крым, Калининградскую область и Дальневосточный федеральный округ.
В свою очередь, помощник президента России Андрей Белоусов на совещании по вопросу строительства региональных культурных центров озвучил сумму, в которую обойдется этот проект.
По предварительным данным бюджет строительства составит 120 млрд рублей, которые, очевидно, вытянут с карманов рядовых российских граждан для того, чтобы оплатить очередной мегапроект с сомнительным будущим.
Анализируя перспективы нового проекта Путина, возникает логический вопрос: неужели строительство культурных центров во Владивостоке, Калининграде, Кемерове и оккупированном
Севастополе способно улучшить жизнь простых россиян, побороть тотальную коррупцию и катастрофическую нищету?
Мост в никуда
Здесь целесообразно вспомнить строительство моста через Керченский пролив. Россия построила мост, который соединяет Таманский полуостров (Краснодарский край РФ) с Керченским полуостровом (оккупированный Крым). Протяженность сооружения составляет 19 километров. 15 мая 2018 года официально открыли мост, запустив движение по нему. С момента открытия и по сей день с мостом периодически возникают проблемы.
Ранее он уже частично обвалился. В частности, на морском участке сооружения один из железнодорожных пролетов наклонился и упал в воду. Кроме того, результаты космической съемки показывают, что мост через Керченский пролив постепенно смещается. Эксперты отмечают, что основной причиной быстрого разрушения моста является нарушение всех норм его строительства, поскольку строился он на скорую руку с нарушениями всех норм.
«Керченский мост нельзя было строить на существующих там грунтах» — утверждает старший научный сотрудник Института водных проблем российской академии наук, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар. «Я неоднократно предупреждал: строить мост нельзя.
Основная опасность Керченского моста изначально была в том, что нарушили строительные нормы и правила. В них говорится, что арочные мосты, а это арочный мост, в сейсмических районах, а это сейсмический район, можно строить только на таких породах, как гранит или похожих, не проседающих и держащих нагрузку. А в Керченском проливе полутвердые глины, насыщенные водой с песком. Поэтому и появляются трещины, проседания», ‒ обращает внимание эксперт. Но, как обычно, если речь идет о грандиозных проектах, которые дают возможность друзьям Путина набить карманы бюджетными средствами, а президенту России повысить рейтинг среди ура-патриотов, то мнения экспертов во внимание не берутся.
Кто же освоил деньги, выделенные из карманов простых россиян на этот грандиозный проект?
Генподрядчиком строительства моста выступала компания ООО «Стройгазмонтаж», принадлежащая упомянутому выше Аркадию Ротенбергу. Компания получила подряд без конкурса.
Контракт на строительство моста был подписан в марте 2015 года на сумму в 223 млрд рублей (3,6 млрд долларов), позднее сумма была увеличена до 227,9 млрд рублей. Однако, как стало известно, общая стоимость проекта с учетом новых контрактов превысила 300 млрд рублей.
Неоспоримый тот факт, что строительство моста через Керченский пролив отразилось на инфраструктуре всего государства. В свое время начальник управления федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Евгений Присташ так прокомментировал этот проект: «За счет того, что строят этот мост, практически приостановилось строительство всех новых автомобильных дорог в России».
Как видим сегодня, сверхдорогостоящий проект закончен, но его будущее весьма туманное. Компания одного из главных друзей Путина Аркадия Ротенберга освоила свыше 300 млрд российских рублей, а каждый ура-патриот испытывает неподдельный восторг и чувство гордости от реализации такого проекта. И большинству не важно, что на эти деньги можно было построить или модернизировать несколько больниц, школ, автодорог, одним словом изменить условия жизни россиян в лучшую сторону. Но суть сегодняшней России в том, что власть скорее думает о разворовывании бюджетных средств и отстаивании своих интересов, чем о потребностях простых граждан.
На мосты денег не жалко
Среди потенциальных «строек века» присутствует еще один мост, на Сахалин. Удовольствие очень дорогое. По предварительным подсчетам, его стоимость выйдет не меньше, чем трех Крымских мостов. В реальности будет, наверное, раз в 5-7 дороже. Огромные деньги для российского бюджета.
Но, как известно, все проекты, которые замедляют темпы падения рейтингов президента Путина, с легкостью получают необходимое финансирование. Возведение моста на Сахалин – проект абсолютно планетарного масштаба – так охарактеризовал перспективу строительства президент России. Как стало известно из опубликованного на сайте российского правительства документа, создание перехода с материковой части России на Сахалин включено в план развития магистральной инфраструктуры.
Даже после крымского моста планы строительства моста на Сахалин выглядят как минимум странно: он будет возводиться посреди «ничего». Помимо перехода в районе пролива Невельского, длина которого составляет всего 7 км (самый узкий перешеек в Татарском проливе), необходимо построить подъездные пути к Комсомольску-на-Амуре и станции Ныш на Сахалине, заявил министр транспорта Максим Соколов в интервью информагентству ТАСС. Соколов оценивал строительство моста с подъездными путями в 500 млрд рублей, что больше, чем финансирование вместе взятых системы здравоохранения и культуры за 2017 год. По мнению экспертов, стоимость создания перехода на Сахалин и вовсе составит более 630 млрд рублей.
Как сообщает РИА «Новости», первый вице-премьер РФ, министр финансов Антон Силуанов заявил: «Строительство моста на Сахалин с материковой части России экономически не выгодно». «Нет», — ответил Силуанов на вопрос, есть ли экономика в создании моста на Сахалин.
Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев в интервью изданию «Свободная Пресса» также высказал свое мнение о планах возведения моста на Сахалин: «Я категорически против. У нас сейчас не та экономическая ситуация в стране, чтобы строить такие мосты. Это очень большая сумма. На нее, например, можно полностью отремонтировать дороги в Новосибирской области, которые не доделаны, можно доделать трассу М-4 «Дон», сделать ее в том числе бесплатной, достроить трассы М-10 (Москва — Петербург), М-6 (Москва — Астрахань). Целые трассы можно построить на деньги, которые мы «угрохаем» на сахалинский проект. А в таком регионе как Калининградская область на них можно было бы переделать всю дорожную инфраструктуру».
Исходя из сказанного, напрашивается вывод: российское правительство в общем и президент Владимир Путин в очередной раз пытаются пренебречь базовыми потребностями простых россиян ради того, чтобы группа приближенных к российской верхушке бизнесменов снова могла обогащаться за счет госбюджета. Иного объяснения таким действиям просто нет.
Чемпионат закончился, стадионы остались
Россия установила абсолютный рекорд по расходам на проведение чемпината мира по футболу 2018 года. Более 14 миллиардов долларов, или 883 миллиарда рублей — столько денег не тратило еще ни одно государство. Во время подготовки к мундиалю в России были построены современные стадионы и в значительной мере обновилась транспортная инфраструктура в крупнейших городах.
В то же время экономический эффект от организации и проведения чемпионата прослеживается слабо. Расходы бюджетных средств могут окупиться лишь в случае туристического бума в России на протяжении нескольких лет подряд. Как мы понимаем, в нынешней ситуации это просто нереализуемо.
После чемпионата мира, 20 июля 2018 года, президент России Владимир Путин потребовал, чтобы все объекты продолжили полноценную работу. «В идеале у каждого стадиона должна быть команда, а у команды — стадион», — обозначил свою позицию глава государства. Селфи-премьер Дмитрий Медведев подписал Концепцию наследия чемпионата мира, однако к ней имеются вопросы. Согласно этому документу, семь стадионов в 2019 году будут переданы в ведение региональных властей — в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске. Еще четыре стадиона уже находятся под управлением властей субъектов — это «Лужники», «Санкт-Петербург», «Казань Арена» и «Фишт». Планируется, что на содержание стадионов каждому субъекту ежегодно будут выделяться дополнительные бюджетные средства. Интересно, что согласно плану, в 2019 году на содержание самой «дешевой» «Мордовия Арены» потребуется 275,9 миллиона рублей, в 2020-м — 287,9 млн, в 2021-м — 299,2 млн. рублей.
Согласно Концепции наследия, в этом году «Мордовия Арена» будет полностью находиться на попечении федерального бюджета. С 2020 по 2023 год на плечи Мордовии лягут 5% содержания стадиона. В 2024-м все затраты на содержание «Мордовия Арены» полностью перейдут на республиканский бюджет, который должен будет найти дополнительные источники финансирования. Подытожив, не сложно спрогнозировать, что для далеко не самой богатой республики с населением столицы, города Саранска, чуть более 300 тысяч человек, содержание футбольной арены вместимостью 45 тысяч зрителей станет неподъёмной ношей.
Эксперты оценили экономический эффект от чемпионата мира по футболу 2018 года для России. Согласно проведенному исследованию, одно из крупнейших спортивных событий стало убыточным проектом. Так, казна страны получила лишь 3 млрд долларов при том, что вложено было более 14 млрд долларов.
И снова, анализируя полученный от проведения мундиаля эффект, мы приходим к выводу, что в стремлении показать всему цивилизованному миру свое «величие» российское правительство идет на заведомо убыточные шаги.
Источник Би-би-си, близкий к российскому руководству в интервью русской службе британского информагенства заявил, что если содержание центров станет обязанностью региональных властей, то они будут вынуждены урезать финансирование местным учреждениям культуры. «Как стадионы к чемпионату мира построили, и стало очевидно, что в Саранске стадион невозможно заполнять.
Построили, классно сделали, но потом наступает обыденная жизнь, и надо находить решения, а они находятся только за счет кого-то», — утверждает он. Об этой же проблеме говорит и депутат Госдумы Александр Шолохов, член комитета по культуре и президент Международного совета музеев в России. «Вопрос за чей счет будут содержаться комплексы после постройки пока не проработан. На примере центров «Россия — моя история» могу сказать, что вопрос финансирования решается по ходу, текущими решениями. Без системного понимания, как это будет через пять лет», — заявил чиновник он.
Все вышеуказанные проекты свидетельствуют лишь об одном: в условиях тотальной нищеты погрязшая в коррупции власть и дальше продолжает грабить собственное население.