Украина и Литва подписали меморандум о присоединении контейнерного поезда «Викинг» к движению по так называемому «Новому Шелковому пути» в обход России.
Об этом сообщил премьер-министр Арсений Яценюк в ходе совещания в «Укрзализныце» во вторник.
«Я отдельно хотел бы подчеркнуть необходимость сотрудничества с нашими европейскими партнерами. И то, что Литва заинтересовалась и нами подписан предварительный меморандум об объединении этого Нового Шелкового пути с поездом «Викинг», означает: что в рамках нашего сотрудничества с Европейским Союзом, в рамках реализации Соглашения о свободной торговле к Шелковому пути будут подключены не только Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан и Китай, но и члены ЕС. «Викинг»из Клайпеды также получит возможность поставлять свои товары непосредственно в Китай в обход России», — сказал премьер.
Как сообщалось, в сентябре 2015 года «Укрзализныця» заявила о возможности перевозок грузов поездом «Викинг» из Китая в Европу. Соответствующий протокол был подписан во время совещания руководителей железных дорог Казахстана, Азербайджана, Грузии и Украины по вопросам формирования конкурентоспособных тарифных условий на перевозки грузов по направлению Азия — Европа — Азия 11 сентября 2015 года в Одессе.
Поезд комбинированного транспорта «Викинг» начал курсировать в 2003 году. Участниками проекта являются Украина, Беларусь, Литва, Латвия, а с 2012 года и Болгария. Общая протяженность маршрута Ильичевск (Украина) – Минск (Беларусь) – Драугисте (Литва) – 1,766 тыс. км.
Объемы перевозок в составе поезда «Викинг» за восемь месяцев 2015 года составили 3,920 тыс. контейнеров, что на 52%превышает соответствующий показатель 2014 года.
Мининфраструктуры Украины совместно с «Укрзализыцей» 15 января 2016 года запустили демонстрационный рейс контейнерного поезда по Новому Шелковому пути по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай (через Каспийское и Черное моря), добрался до Китая на 16-й день пути – в ночь с 30 на 31 января 2016 года.
По словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, данный поезд — это одна из альтернатив для доставки грузов между Китаем и странами Азии, с одной стороны, и странами Европы, с другой. Рейс будет конкурентоспособен и по срокам доставки (движение в пути — 10-12 дней в одну сторону), и по цене по сравнению с маршрутами через Россию.
Данный маршрут является новым направлением «Шелкового пути» и альтернативой, которая позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России. Он включает паромные переправы Черного и Каспийских морей (Ильичевск — Батуми и Алят — Актау-Порт) и должен стать конкурентным по сравнению с традиционным сухопутным маршрутом.
В украинском правительстве также ожидают присоединения к проекту Туркменистана и его развития в направлении поставок топлива, в частности, сжиженного газа и нефтепродуктов.