Одна из самых любимых немецких актрис послевоенного времени Марика Рёкк была советской шпионкой. Таковы данные рассекреченных документов разведки, сообщает The Guardian.
Рёкк, которой на два года запретили сниматься в кино из-за подозрений в связях с нацистским режимом, на самом деле с 1940-х годов работала на сеть разведки, которая передавала секреты Третьего рейха в Москву.
Рёкк родилась в Каире в 1913 году в семье венгерских родителей и провела свое детство в Будапеште. Ее карьера началась в эпоху нацизма: от звезды оперетты до звезды кино – до своей смерти в возрасте 90 лет в 2004 году она сыграла роли почти в 40 фильмах.
Считается, что она была завербована в качестве агента КГБ ее менеджером, Хайнцом Хоффмайстером, который уже работал на советскую разведку. Какой была роль Рёкк, и, в частности, какую информацию она могла бы передаваться в Москву, остается неясным.
Возможно, ее муж, режиссер Георг Джейкоби, тоже был шпионом.
Агенты разведывательной сети «Крона», к которой принадлежала Рёкк, передавали важнейшую военную информацию, включая подробности плана «Барбаросса» и Курской битвы. «Крону» возглавлял легендарный советский агент Ян Черняк — «человек без тени», названый так за способность передвигаться незамеченными.
Роль Рёкк раскрыта в документах организации «Гелен», предшественницы современной немецкой разведки. В ноябре 1951 года Рекк объявила, что после 16 лет в кино заканчивает свою актерскую карьеру. Газеты тогда писали, что она хотела открыть бутик в Дюссельдорфе, торгующий изделиями из швейцарской шерсти. Однако немецкая разведка пришла к выводу, что это было прикрытием для шпионской работы, и позволила ей продолжать работать на советскую власть.
В лице Рёкк нацистский режим предложил общественности доморощенный актерский талант, чтобы конкурировать с такими звездами Голливуда Джинджер Роджерс и Рита Хейворт. Она считалась одной из любимых актрисс Гитлера и, как сообщается, имела связь с его министром пропаганды Йозефом Геббельсом.
Не известно, знала ли Рёкк, что ее подозревали в шпионаже. Как неизвестно и то, были ли сделаны какие-либо попытки помешать ей продолжить работу. В течение многих лет ее считали антикоммунисткой.
В качестве наказания за близкие отношения с внутренним кругом нацистского руководства в конце второй мировой войны ей на два года запретили сниматься. Но ей удалось сохранить близкие отношения с обоими режимами.
В ноябре 1940 года она написала Гитлеру открытку, в которой благодарит его за огромный букет цветов, который он послал ее на выставке в музее кино в Берлине.