Любимый прием российской пропаганды – использование мессианской идеи русского народа, который идет особенным историческим путем.
Этот путь преподносится как часть невыразимой культурной традиции, мол «умом не понять, но верить нужно». В комплексе с этим иррациональным посылом часто используют месседж о коллективистской природе русского народа, который не приемлет западный индивидуализм.
Однако суть западного индивидуализма не в бездуховности, а как раз в духовном понимании мира, в идее о бессмертии индивидуальной души. Западный христианский мир исповедует ценность индивидуальной личности, и противопоставить этому мировоззрению можно не христианизированную Россию, а миропонимание Дальнего Востока, где главная ценность не индивидуальная душа, а всеобщая гармония и миропорядок (дао). Именно дальневосточное понимание идеального государства, как основы социального миропорядка, и является фундаментом коллективистского мировоззрения, которое можно противопоставить западному мышлению.
Но можно ли это миропонимание безболезненно наложить на христианское мышление? Не получим ли мы в результате «коллективистскую» цивилизацию, которая будет занимать первое место в мире по количеству абортов, алкоголиков и самоубийц? Не будет ли причиной нищеты этой «духовной» цивилизации – воровство у этого самого государства, всеобщая коррупция и подчас показное невыполнение законов? Не проявится ли этот особый взгляд на жизнь в некотором иррациональном индивидуализме одиноких душ невероятной широты, а также в цивилизационной изолированности, которая найдет свой выход в высокомерии и желании навязать свое миропонимание окружающим?
Текст: Алексей Васильченко
Блоги на InfoResist: Редакция может не разделять мнения авторов и не несет ответственности за публикуемые материалы.