Люстрация, как символ массового помешательства

nedelya-ua.com

Никакой пользы, кроме вреда. Эта известная фраза, как нельзя лучше подходит для характеристики Закона Украины «Об очищении власти» (люстрации), принятого Верховной Радой 16 сентября 2014 р. под давлением улицы.

Массовая истерия в социальных сетях, популистские политические игры свободовцев и активистов партии «Воля» сделали свое дело. Депутаты, с «надцатой» попытки нажали кнопки за принятие во втором чтении и в целом Закона, текста которого не видели в глаза. Не видели, поскольку на момент голосования официально такого текста не существовало.

Символично, что голосование состоялось 16 сентября, ровно через 8 месяцев после голосования за печально известные законы «16 января«. Но в отличие от Закона о люстрации, тексты законов «16 января» были доступны для ознакомления, как минимум за несколько дней до голосования и несмотря на сомнительность самого голосования, депутаты имели возможность ознакомиться с положениями законопроектов и знали, за что они голосуют.

14 августа 2014 г. проект Закона Украины «Об очищении власти», инициированный группой народных депутатов Украины (Юрий Деревянко, Виталий Журавский, Олег Тягнибок и др.) был принят в первом чтении. Однако, к 16 сентября таблица ко второму чтению подготовлена не была, официально в Верховной Раде Украины не регистрировалась и депутатам не раздавалась. Юридическая экспертиза законопроекта не проводилась, окончательный текст не визировался председателем главного комитета, руководителем секретариата этого комитета, руководителями юридического и редакционного подразделений Аппарата Верховной Рады, как того требует статья 117 Закона Украины о Регламенте Верховной Рады Украины.

Лучше всего происходящее иллюстрирует выступление депутата Павлова:

«17:40:57

ПАВЛОВ К.Ю. 

Шановний Олександр Валентинович, шановні виборці, шановні народні депутати! Ну по-перше, я хочу звернутися до пана Юрія автора законопроекту,  який дійсно попрацював добре над цим законопроектом, ми з ним не  раз спілкувалися на цю тему. Але  шановні, ми тільки що отримали по одному екземпляру на кожну фракцію, 150 сторінок поправок, як можна це все вивчити і приймати те, чого ти не розумієш? 

(http://iportal.rada.gov.ua/meeting/stenogr/show/5696.html)

Итак, Закон, который должен был стать символом очищения власти, в итоге не только был принят с грубейшим нарушением норм Закона о Регламенте Верховной Рады, но и фактически – сфальсифицирован.

Это что касается формы (процедуры), а теперь рассмотрим вопрос по сути.

Ключевая идея люстрации в странах Восточной Европы – удаление из органов власти (или недопущение к власти) лиц, состоявших в рядах коммунистической партии, либо же сотрудничавших с органами безопасности. В каждой стране процесс люстрации имел свои особенности, однако, как правило, выдерживался главный принцип: люстрация касалась коммунистических активистов, сотрудников органов безопасности и их тайных агентов.

Какой же принцип предложили наши «люстраторы»? Люстрацию применили к чиновникам, которые как минимум год, занимали должности в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года, т.е. во время президентства Виктора Януковича.

Если бы в дурдоме объявили конкурс на написание закона о люстрации, то у его пациентов не было бы ни одного шанса победить, поскольку авторы законопроекта №4359а сами блестяще справились с задачей. А ведь до декабря 2013 г. Виктор Янукович, по большому счету, не так уж и сильно отличался от своих предшественников Кравчука, Кучмы, Ющенко. При тех воровали меньше? Не факт! Воровали целыми заводами и теплоходами!

А теперь подведем краткие итоги (такие юридические подробности, как грубые нарушения норм Конституции Украины и Европейской конвенции права человека, опустим, речь сейчас не о них).

  1. Вероятность того, что закон будет признан Конституционным судом неконституционным – колеблется между 99,99 и 100%. Все кто, по этому закону был уволен, получат право на компенсацию материального и морального ущерба.
  1. Те, кто заречется судиться с Украиной в Украине, имеют 100% шансы выиграть дело в Европейском Суде по правам человека.
  1. Мораль для тех чиновников и правоохранителей, кто не преступал Закон, не воровал и не нарушал конституционные права граждан (в отличие от своих коллег, работавших ранее и «преступавших», «воровавших», «нарушавших»), совершенно ясна: «ты мудак». Но как можно говорить о «порочной связи» между «люстрированными» и Януковичем, если в отличие от членов его команды, «люстрированные» не отказались от украинского гражданства, не уехали со страны.

Конкретный пример: Н. – заместитель начальника по оперативной работе областного управления внутренних дел. Присягу принимал еще при Кучме, а на должность назначен уже при президентстве Ющенко. Приличный человек, не воровал, в «схемах» участия не принимал. Подпадает под люстрацию, и теперь его дети-евромайдановцы (постоянно «бегали на Майдан») до конца жизни будут носить клеймо «дети люстрированного». И таких людей не одна тысяча наберется!

А знаете ли вы, что «люстрированным» №1 в Украине оказался Адмирал Кабаненко, которого уволил экс-Президент В. Янукович по «наводке» экс-Председателя СБУ А. Якименко, за спецоперацию против Черноморского флота России?. Также в прессе уже высказывается сожаление о том, что под люстрацию попал первый замначальника Генштаба Воробьев, цитирую: «имеющий большой авторитет и доверие в армии«.

  1. Само понятие люстрации скомпрометировано в Украине надолго и всерьез. Ведь те, кто причастен к нарушениям прав и свобод граждан, подвозу «титушек», избиениям людей и т.п. и дальше будут заседать, теперь уже в новоизбранной, Верховной Раде. И даже если в закон будут внесены необходимые изменения, все равно получится, как в том известном анекдоте: «Ложечка нашлась, а осадок остался».

Михаил Дяденко, руководитель Центра правового анализа и исследования политических рисков (CLAPRI)


Блоги на InfoResist: Редакция может не разделять мнения авторов и не несет ответственности за публикуемые материалы.
This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.