Так, друзья — сегодня настал черёд разобраться с ещё одним мифом всех любителей СССР, антизападников, читателей книг про «попаданцев» и сталинофилов — о том, что в СССР люди были якобы как-то «душевнее» и добрее, помогали друг другу и вообще жили душа в душу, а сейчас всё это ушло безвозвратно, канув в небытие вместе с «советской Атлантидой».
«Ах какая была держава, ах какие в ней люди жили!» — вскрикивают фанаты СССР, и тут же убегают хаять проклятые девяностые, когда на просторы некогда великой страны с Марса и Венеры внезапно завезли каких-то гопников и быдло. На самом деле советские люди действительно во многом отличались от современных, но то что фанаты совка называют «душевностью» — имело в своей основе совершенно другие корни.
Корни советского гостеприимства.
Под советской «душевностью» фанаты совка обычно понимают советское гостеприимство. Этим словом называется обычно готовность в любое время принять у себя дома любых дальних родственников и позволять им жить у себя дома сколь угодно долгое время. Ситуация много раз обыгрывалась в советских фильмах — внезапно в квартире открывается дверь, и «как снег на голову» вдруг сваливается какая-то далёкая родня из далёких краёв СССР, после чего квартира наполняется радостной, почти празничной суетой.
Так вот — возникала подобная ситуация вовсе не из-за какого-то особого советского расположения к родне, а из-за искривлённой системы общественных отношений. «Родня» начинала кататься по стране либо из-за поступления в ВУЗы, либо из-за необходимости получения медицинских услуг, либо просто «за покупками». Всё это показывает, насколько неравномерно был развит СССР — люди просто вынуждены были ехать в союзные столицы и крупные города, чтобы получить хоть что-то.
Во-вторых — гостиничный и арендный бизнес отсутствовал в стране как класс, во все гостиницы в крупных городах можно было вбиться только «по блату» — имея среди администрации «знакомства» либо занеся сверх стоимости номера «на лапу» — что могли себе позволить далеко не все советские граждане. Только лишь поэтому люди вынуждены были тащиться на подселение к родственникам.
Выглядело это так — в микроскопическую бесплатную советскую хрущёвку на окраине Москвы, Ленинграда или Киева приезжали родственники из деревни и оставались жить на период от нескольких дней до нескольких месяцев. Представьте себе картину, когда в и так стеснённые условия тесной советской хрущёвки набивалось ещё от одного до трёх и более человек — две микроскопические комнаты оказывались заставленными раскладушками, либо (если раскладушек не хватало) — гостям стелили «скатки» на полу. В общем, и так стеснённая жизнь в «хруще» начинала напоминать жизнь в какой-то общаге.
Зачем были нужны посиделки на кухнях?
Другой пример советской «душевности», о котором любят рассказывать фанаты совка — это чисто совковые посиделки на кухнях. Ах как душевно мы сидели на кухнях! — вскрикивают фанаты СССР, и тут же убегают петь песни про туманы, запахи тайги и искусанные комарами задницы — воспевая романтику бессмысленных советских шатаний по лесам и болотам.
Выглядели эти посиделки так — на микроскопической советской кухне, часто площадью не более 6 кв. метров собиралось от трёх до восьми и более человек, которые пили водку, закусывали её какой-нибудь килькой в томате и почти одновременно курили, отчего в квартире стоял такой табачный штын, что в воздухе можно было вешать топор. Под расстроенную семиструнную гитару пелись те самые песни про запахи тайги, а также велись разговоры на политические темы.
Собственно — эти «душевные» посиделки на кухнях показывают целых две огромные проблемы совка. Во-первых — в отличие от западных стран, в СССР не существовало нормальных кафе, куда можно было придти и нормально пообщаться с друзьями — в совке существовали либо грязные пивные для советских алкоголиков, либо детские кафе «Мороженое», либо пафосные «рестораны» — в которых нужно было оставить ползарплаты.
А вторая проблема заключается в том, что в совке говорить правду можно было только дома на кухне — куда приглашены исключительно «все свои». Любые политические разговоры в кафе могли закончится доносом — как произошло со знаменитым советским артистом Юрием Беловым.
В стране запрещённой демократии.
Что же у нас получается в итоге? То, что совки называют какой-то там особой советской «душевностью», проистекало лишь из недостатков советской системы — отношения с роднёй поддерживать было нужно, надо было их время от времени терпеть у себя дома — сегодня мы им поможем, завтра они нам — так и проживём в этой неприспособленной для жизни стране. С кухонными посиделками примерно та же история — их проводили не из-за какой-то там «душевности», а из-за отсутствия нормальных мест отдыха и боязни говорить правду на улицах…
Такие дела.