«Минометы Порошенко» или Соблазны охлократии

пресс-служба президента

Мне давно хотелось высказаться по поводу «заводов в Липецке», сотрудничества первых лиц государства с КГБ или ФСБ, депутатов, которые «все воруют», «предательства Генштаба», генералов, которые нас «сливают» и прочих штампов, засевших в массовом сознании, как ржавый гвоздь в сырой доске. Надоело слушать о том, что Совет Министров надо отправить заседать под. бомбежками, а предателя Муженко – расстрелять. Но последней каплей стал злобный выпад про минометы, которые Президент Порошенко якобы продает России. Тут уж сам Бог велел высказаться.

Украинское общество неоднородно. Значительная часть электората сделала выбор в пользу сближения с Западом и приняла правила игры, существенной частью которых являются цивилизованные формы взаимодействия общества и власти. Основа правопорядка на Западе – с одной стороны уважение гражданами решений власти и их обязательное исполнение, а с другой – ответственность градждан за свой выбор, а власти – за решения.

Но есть и другая часть украинского общества, не готовая сотрудничать с конструктивно настроенными гражданами, постоянно ищущая заговоры и предательства. Впадающая в панику от трудностей и неудач и рассеивающая эту панику в социальных сетях и на форумах. Не будем пока трогать убежденных совков и русофилов. Поговорим о тех «сторонниках демократии», для которых никакая власть не будет «достаточно демократической» и которые на деле являються сторонниками охлократии.

Охлокра́тия (буквально – власть толпы) — вырожденная форма демократии, основанная на переменчивых прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Согласно древнегреческому историку Полибию (ок. 200 до н. э., Мегалополь, Аркадия — ок. 120 до н. э., там же), охлократия — это форма государственного устройства, возникающая в результате предельного развития и доведения до абсурда демократических тенденций — правление черни, худших из числа граждан.

Власть толпы возникает там, где гражданское общество не сформировано. В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету». Иными словами, субстрат, на котором возникает охлократия – толпу – формируют люди, не обладающие самостоятельным критическим мышлением и подверженные влиянию «вождей», а по сути — подстрекателей. Массовая истерия — явление в психологии толпы, когда, по выражению великого психиатра Бехтерева, толпа ведет себя глупее, чем индивидуал, и перестает быть совокупностью разумных существ.

«Ныне в современной западной социологии и политологии этот термин (охлократия) практически не встречается, оставаясь достоянием политической философии и политической публицистики, где выступает синонимом доминирования при определении политической стратегии и выработке того или иного политического курса авантюристически настроенных, не обладающих развитым чувством ответственности за свои поступки и некомпетентных социальных слоев, ориентированных на популистские лозунги и требования, исповедующих анархические, антигосударственные и вообще “антисистемные” воззрения и выступающих в качестве провоцирующей силы этнических, расовых и иных страстей, нередко выливающихся в уличные беспорядки, погромы, акты вандализма и т. п. эксцессы.» ( Э. Г. Соловьев, «Новая философская энциклопедия: В 4 тт.» М.: Мысль. Под ред. В. С. Стёпина. 2001).

Это явление общественной жизни не ускользнуло от внимания великих писателей 20 века – Андрея Платонова («Котлован» и «Чевенгур») и Уильяма Голдинга («Повелитель мух»). Инфантильные ментально люди самоорганизуются в примитивные социумы, управляемые насилием. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов, революций. Иными словами, для тех периодов, когда «кто был ничем, тот станет всем». По меткому выражению В.Пьецуха, прозвучавшему еще в начале горбачевской перестройки, во время революции выдвигаются люди, бывшие настолько ничем, что это трагедия нации, когда они становятся всем.

В Крыму охлократия разыграла только первый акт спектакля – но таков был изначальный замысел режисера. Зато в донбасских «республиках» сценарий достиг свого логического завершения. Сорвавшийся с цепи маргиналитет, как прилив, вынес на поверхность, мягко говоря, отбросы. Именно преобладание безответственных, падких на обещания людей привело регион к катастрофе. Как дети за гамельнским крысоловом, сотни тысяч людей пошли за кремлевским кукловодом и его марионетками. Низкая культура и отсуствие образования у «хозяев Донбасса», к которым относится и Ринат Ахметов, помешали им предвидеть, что натворит столь неосмотрительно выпущенный из бутылки джинн. Бандитский беспредел лишил имущества не только бедных, но и зажиточных, и самых богатых. Активы и производственные мощности, расположенные на оккупированных территориях, если и не были разрушены, то потеряли ликвидность.

Самый, пожалуй, глубокий знаток советского общества – Александр Зиновьев – справедливо заметил, что после крушения СССР многие восприняли свободу как вседозволенность. Сказалось отсутствие самоцензуры и самоконтроля, которые не воспитываются в репрессивных социумах. Чем жестче контроль со стороны государства, тем слабее самоконтроль личности (Э. Норберт «О немцах», К. : «Юниверс», 2010).
Отсутствие уважения к избранной законной власти – пришедшей, кстати говоря, по воле демократической части общества – это и есть безответственность. Соблазн постоянно и безоглядно критиковать, расшатывать ситуацию, невзирая на последствия – это соблазн, ведущий к охлократии. Ведь посредством критики критикующий снимает с себя ответственность за сделанный им выбор. Непонимание сложности жизни, отрицание и неприятие трудностей и даже трагедий, неизбежных на войне, — это незрелость мышления.
Оскорбления первых лиц государства на базарном уровне – благо, в интернете это проходит безнаказанно – напоминает «атаманов-молодцев» из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, которые всех неугодных правителей «скидывали с раската». Пора понять, что назначение виновных – слишком легкий путь, ведущий в никуда.

Пусть нам послужат предостережением горькие строки Зинаиды Гиппиус, написанные после Октябрьского переворота, а кажется – после бессмысленного донбасского бунта:

Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил — засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой.
Смеются пушки, разевая рты…
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.

София Украинцева

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.