Неприятная правда о повышении минимальной зарплаты

inforesist.org

София Украинцева, блогер

Повышение зарплаты всегда воспринимается електоратом очень позитивно. Неудивительно, что этим козырным тузом, виртуозно извлеченным в нужный момент, правительство надеется побить все карты голосистых поборников прав пресловутого «простого народа». Не буду останавливаться на оптимистических заявлениях Президента о борьбе с бедностью, в которой директивные манипуляции с цифрами должны стать эффективным оружием. Надеюсь, что Петр Алексеевич сам верит в то, о чем говорит, ибо в противном случае столь демонстративное повышение «минималки» придется считать просто-напросто бомбой, брошенной на позиции политических противников, угрожающих очередными майданами.

Увы, ни один из комментаторов пока что не нашел в себе мужества адекватно отреагировать на сенсационное повышение минимальной заработной платы более чем в два раза. Факт, прямо скажем, беспрецедентный в новейшей истории Украины. Но в данном случае разумно придерживаться принципа «Платон мне друг, но истина дороже» и поразмышлять о неизбежных последствиях столь радостного для многих решения украинских властей. Экспертов по преимуществу заботит, что будет с госбюджетом (Галина Калачова в «Украинской Правде»). Неспособность взглянуть на проблему с иной, отличной от «госбюджетной», точки зрения приводит к утверждению, что «если это заложат в бюджет, то тогда особых проблем не будет» (П.Мельник).

Показательно, что пресловутая борьба с бедностью не включает в себя отмену налогов на пенсии работающих пенсионеров, в том числе и тех, чьи пенсии мало отличаются от минимальных. Ведь зачастую совокупный доход этих пенсионеров, включая их заработную плату – а большинство работает на самых низкооплачиваемых и непрестижных должностях – не достигает и трех тысяч гривен. Но поскольку пенсия – это далекая перспектива для энергичных реформаторов, мысль о работающих пенсионерах если и приходит в голову, то только как об одном из источников пополнения бюджета.

В целом очень показательно отсутствие цифр, расчетов, конкретного перечисления источников средств для повышения минимальной зарплаты бюджетникам. Экономическую основу повышения «минималки» власти не пожелали придать гласности. С высоких трибун звучат бодряческие уверения, что «денег хватит». Правда, проскользнула информация о планируемом законе об «отвязке» зарплат судей от «минималки», что позволит сэкономить на высокооплачиваемых чиновниках.

Неприятная правда заключается в том, что источником богатства является не печатный станок и не благие намерения власти, а прибавочный продукт, т.е. материальные блага, произведенные обществом сверх необходимого минимума потребления. Произошло ли двукратное повышение производительности труда или повышение эффективности управления производством? Возможно, налоговые поступлення увеличились вдвое, но мы просто об этом не знаем? Как бы мы ни сочувствовали малоимущим, такое резкое увеличение выплат бюджетникам при той же совокупной товарной массе лишь повысит цены на товары и услуги. Нельзя забывать, что в Украине основной работодатель – государство. Утверждать, что повышение зарплаты бюджетникам «на экономическую ситуацию особо не повлияет. Особой инфляции не будет. Это не очень большая сумма от официального товарооборота в год, это не менее 1% в год» (П.Мельник) – значит, не учитывать последствия всех предыдущих «компенсаций» и повышений, начиная с галопирующей купонной инфляции.

Повышение «минималки» не поможет самым бедным, а значительно ухудшит их положение – ведь пенсии и пособия никто не собирается увеличить вдвое.

Осмелюсь предположить, что едва ли оправдаются надежды правительства на двукратное увеличение поступлений в пенсионный фонд за счет уплаты предпринимателями единого социального взноса. Если предприниматели, доходы которых в последнее время резко сократились по причине девальвации гривны, не смогут просто сократить штат, то они вполне могут перевести часть персонала «в тень», чтобы не увеличивать отчисления в бюджет. Надежды властей на рабское исполнение малым и средним бизнесом явно невыгодного ему закона даже не наивны, а смешны. За 25 лет власти предержащие так и не удосужились определить, какова реальная доходность в немонополизированных сферах бизнеса. В мудрые державные головы не приходит элементарная мысль, что зарплаты персоналу частники не повышают не от жадности, а от низкой доходности.

К размеру «минималки» привязаны судебные сборы. Если подача иска гражданину сейчас обходится примерно в 500 грн. (40% минимальной зарплаты по состоянию на 1 января текущего года), а предприятию – в 1378 грн., то с первого января платить придется соответственно 1280 и 3200 грн. Поскольку с 5 октября текущего года исполнение судебных решений государственными исполнителями становится по преимуществу платным независимо от конечного результата, то реальный доступ к правосудию большинства граждан затрудняется.

Излишне говорить, что в результате мы лишь отдаляемся от реального верховенства права, которое столь амбициозно задекларировано в Конституции.

В социуме все взаимосвязано. Воистину «взмах крыла бабочки может вызвать тайфун за океаном». Когда стилем государственного управления являются танцы слона в посудной лавке, ничего хорошего ждать не приходится. Тем более, если основным побудительным мотивом принятия решений выступает сиюминутная политическая конъюнктура и желание перехватить инициативу у популистов. В сочетании с полной безответственностью лиц, принимающих такие решения, это может быть опаснее российских амбиций.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.