Общественный обвинитель: конец коррупционеров или начало хаоса?


  • Что случилось?

    22 мая 2015 г. Верховной Радой был одобрен законопроект №1165 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями». Если он будет подписан президентом, то в законодательство Украины будет введено два новых понятия: «общественный обвинитель» и «уголовное производство в форме общественного обвинения в сфере служебных преступлений с признаками коррупционных действий».


  • Для чего нужен общественный обвинитель?

    Как утверждают его разработчики, общественное обвинение станет альтернативным и более эффективным ресурсом в борьбе с коррупционерами. Создание института общественного обвинителя поможет:
    снизить влияние преступных схем в госструктурах на антикоррупционные инициативы;
    создать для преступников эффект неожиданности;
    мотивировать общественность на активную борьбу с коррупцией;
    активизировать сотрудничество частного сектора с властью.


  • Кто может (не может) быть общественным обвинителем?

    Им может стать любое физическое или юридическое лицо, которое непосредственно стало жертвой действий преступников или которому стало известно о совершение в отношении других лиц криминального правонарушения. Не могут быть общественными обвинителями правоохранители. Стать инициатором уголовного производства в форме общественного обвинения также не смогут лица, гражданская дееспособность которых ограничена из-за их возраста (несовершеннолетние) или состояния здоровья.


  • Как стать общественным обвинителем?

    Для этого достаточно подать следователю, прокурору два заявления:
    о совершении соответствующего криминального правонарушения;
    о проведении уголовного производства в форме общественного обвинения.


  • Какими полномочиями будет обладать общественный обвинитель?

    Он станет полноправным участником расследования уголовного производства. Кроме того, будет пользоваться такими же правами, как следователь и прокурор. Если же правоохранители игнорируют просьбы обвинителя, он имеет право направлять их непосредственно в суд.


  • Может ли общественного обвинителя в уголовном производстве представлять кто-то, кроме него самого?

    Да. Представитель общественного обвинителя в уголовном производстве имеет право быть защитником. При этом он пользуется правами и несет обязанности общественного обвинителя.


  • Кто должен бояться общественных обвинителей?

    В рамках уголовного производства в форме общественного обвинения к криминальной ответственности могут быть привлечены только должностные лица, находящиеся на государственной службе.


  • Как доказать вину коррупционера?

    Закон предусматривает разрешение на использование в суде в качестве доказательства видео- и аудиоматериалов вымогательства взятки чиновником. Фиксировать факты коррупции разрешено любыми техническими средствами (телефоном, камерой, умными часами, диктофоном). Однако, как отмечают юристы, видеоматериал, где запечатлено правонарушение, должен быть предоставлен следователю, прокурору не позднее, чем через три дня с момента съемки. В противном случае он перестает быть доказательством. Также стоит помнить, что устройство с видео- или аудиозаписью будет приобщено к материалам дела в качестве вещественного доказательства. Поэтому общественным обвинителям советуют пользоваться техникой, которая в ближайшее время не пригодится.


  • Можно ли дать взятку, чтобы спровоцировать и доказать вину коррупционера?

    Нет. Те, кто дают взятки, в Украине также становятся правонарушителями и рискуют сами сесть в тюрьму. Если же все-таки не терпится поймать чиновника-взяточника на горячем, то, как в программе «Сніданок з 1+1» советовал адвокат Константин Глоба, стоит заранее предупредить о своей спецоперации правоохранителей.


  • Не станет ли этот закон началом «охоты на ведьм»?

    Вполне возможно. Как отметил в своем комментарии к законопроекту доктор юридических наук, заслуженный юрист Украины Николай Хавронюк, никак не учитывается возможная личная заинтересованность общественного обвинителя в уголовном преследовании того или иного лица. Также возникает опасность создания заинтересованными людьми, в частности олигархами, целых групп «борцов» с коррупцией для устранения неугодных чиновников и давления на государственные структуры.


  • Не отберет ли этот закон у государства правоохранительную функцию?

    Сложно сказать. По словам представителя Украины в Венецианской комиссии Владимира Пилипенко, монополия в правоохранительной сфере должна принадлежать государству. А предложенный законопроект противоречит не только Конституции, но и здравому смыслу, поэтому президент должен наложить на него вето. Противоречия Основному Закону в тексте документа нашел и вышеупомянутый Николай Хавронюк: статья 17 Конституции гласит, что вопросы национальной безопасности, к которым относится и борьба с коррупцией, относятся к компетенции правоохранительных органов. А принятием этого закона власть фактически отнимает у правоохранителей их конституционную функцию и передает ее простым гражданам.
    В то же время парламентарии в объяснительной записке к законопроекту настаивают на том, что государство никуда не устранится, а общественные обвинители станут лишь помощниками следователей и прокуроров в выявлении и фиксации фактов коррупции.


  • Когда закон вступит в силу?

    После подписания документа президентом он должен быть опубликован в официальных печатных изданиях госорганов, таких как газеты «Урядовий кур’єр» и «Голос України». Закон об «общественных обвинителях» вступит в силу на следующий день с момента обнародования.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.