Отпускать внимание и не бояться ошибок: Какие тренировки улучшат работу мозга

Warner Bros/Rex/Shutterstock

Кэролайн Уильямс, The Gurdian

Можно ли тренировать мозги? Надежда на это базируется на идее «пластичности мозга»: несмотря на возраст мозга и область его применения, он всегда адаптируется под обстоятельства.

Пластичность мозга подтверждается десятилетиями научных исследований, поэтому в эти разработки вкладываются миллионы долларов. Однако есть одна проблема: ученые установили, что игры, рассчитанные на увеличение интеллекта, не делают людей умнее.

Я потратила два года на поиски ответа, почему так происходит, и что мы можем сделать, чтобы мозг работал лучше. Я обращала внимание на способы, у которых есть научные обоснования. Узнав о магнитных импульсах, устройствах по увеличению внимания и медитации, я пришла к выводу, что игры разума способны научить нас лучше справляться с отдельной задачей, но неспособны повысить уровень интеллекта в целом.

Новая волна открытий в области нейронауки предлагает лучший способ. Последние несколько лет ученые пристально изучали коннектом – его схему – чтобы понять, какие области связаны с какими сетями, и как активность в этих сетях разнится от человека к человеку. Это важно, поскольку различия влияют на способность мозга соединять информацию для создания чего-то большего из частей, не представляющих по отдельности такой ценности.

Принимая это во внимание, становится ясно, что чем усиливать работу отдельных областей, лучше учиться включать необходимую часть мозга в зависимости от задания. Сделать это сложнее, чем поиграть в игру, но исходя из моего личного опыта, это выполнимо.

Работая с учеными из Бостонской лаборатории внимания и обучения, я узнала, что для того, чтобы дольше концентрировать внимание, не нужно усиливать области, необходимые для концентрации. Необходимо научить мозг обострять внимание и отпускать его – в таком случае задействуются две разные сети (задняя сеть внимания и сеть пассивного режима работы).

Цель упражнения, в котором нужно было щелкать мышкой по одним изображениям, и игнорировать другие в течение 12 минут, была в тренировке этих состояний мозга. Впоследствии я обнаружила, что такой же навык применяется во время плаванья в бассейне и некоторых формах медитации. Такой подход может сработать для любого задания, требующего неполного внимания: например, для игры на инструменте, ручной работы или пения в хоре.

Аналогично этому, я обнаружила, что для улучшения моих математических способностей, не нужно тренироваться на решении уравнений, а необходимо учиться контролировать свой страх перед совершением ошибки. Мой страх отбирал умственные силы от сетей, необходимых для решения проблемы. Бостонские ученые при помощи электричества «утихомирили» сеть мозга, отвечающую за контроль, в результате чего я могла направлять усилия туда, где они требовались. Такой суровый подход необязателен – мне объяснили, что замедление и расслабление ведут к таким же результатам.

Можно с уверенностью сказать, что не стоит скоропалительно отбрасывать идею повышения интеллекта. Значительные изменения возможны, но они связаны не с увеличением наших способностей, а с умением их использовать.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.