План Штайнмайера. Заморозят ли Донбасс

Одиннадцатая встреча «нормандской четверки» 3 марта в Париже лишний раз проиллюстрировала затяжную патовую ситуацию в переговорном процессе. Обсуждалась инициатива главы МИД Германии Франка Штайнмайера о проведении выборов на Донбассе в первой половине нынешнего года. Встреча закончилась ничем – на фоне позиционных боевых действий на востоке Украины рассуждения о «модальности» выборов, выглядят, мягко говоря, преждевременными. Сперва нужно выполнить хотя бы первые три «миротворческих» пункта Минских соглашений, которые предшествуют четвертому, «политическому» пункту про «диалог о модальностях проведения местных выборов», пишет содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков.

Проведение выборов на оккупированных территориях упирается в решение массы проблем, о которых вообще не идет речь: демилитаризация и вывод иностранных войск; юрисдикция украинской власти и присутствие СМИ; реестр избирателей с учетом изменений за последние два года (в т. ч. 1,7 млн. вынужденных переселенцев), контроль на границе хотя бы миссией ОБСЕ; принятие соответствующего избирательного закона; наличие международных наблюдателей; ликвидация незаконных вооруженных формирований и вопрос амнистии. Это лишь самый общий и очень неполный перечень проблем. И сегодня нет решения ни одной из них. Для того, чтобы говорить о выборах, надо для начала отложить в сторону автомат.

Впрочем, инициатива Штайнмайера объяснима. Берлину нужен прогресс на украинском направлении с учетом того, что: а) в ЕС, погруженном во внутренние проблемы и конфликты, наблюдается усталость от войны в Донбассе и желание скорее как-то закрыть «украинскую тему»;

б) Германии нужен прорыв и успех именно в период председательства в ОБСЕ, учитывая внешний и внутренний факторы. А за счет чьих интересов этот успех будет достигнут – вопрос не главный.

Складывается противоречивая ситуация – нормандский переговорный процесс, по сути, «заморожен», ибо достаточно долго можно проводить встречи дипломатов с нулевой суммой, а ситуация на Донбассе наоборот пребывает в «горячей фазе» – идут активные боевые действия, ОБСЕ фиксирует очередное обострение, украинская разведка – прибытие в зону конфликта российских военных подразделений и транспортов с боеприпасами.

Поэтому возникает вопрос о целесообразности с одной стороны –«размораживания» нормандского переговорного процесса путем как расширения состава его участников (за счет стран-подписантов Будапештского меморандума), так и поиска новых инициатив и решений и в рамках Минских соглашений и вне их (в т. ч. речь идет о формировании «дорожной карты» о времени и последовательности реализации пунктов соглашения, интернационализации процесса урегулирования, расширения сферы контроля ОБСЕ, привлечения профильных миссий ООН и т. д.).

С другой стороны, необходимо предварительное миротворческое «замораживание» ситуации в Донбассе. То есть полное и гарантированное прекращение огня и отвод техники, освобождение заложников, разминирование, гуманитарное обеспечение населения. Более того, эти процессы «размораживания» и «замораживания» — параллельные и взаимодополняющие.

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.