В этом году на экраны выходит фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», завоевавший международное признание и призы различных кинофестивалей. В России фильм Звягинцева вызвал жаркие споры, вплоть до обвинений в оскорблении церкви.
Фильм развивает идею государства-монстра что перекликается с трудом английского философа Гоббса «Левиафа́н, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства.
При создании теории возникновения государства Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всех» и развивает идею «Человек человеку — волк»Гоббс считал, что люди, чьим естественным состоянием является война, во имя сохранения мира должны отказаться от некоторых «естественных прав» и по негласному общественному договору наделить ими того, кто сохранит оставшиеся права, – государство, Левиафана. Современный российский Левиафан в лице чиновников местной власти, а также «ментов» и судей показан в фильме Звягинцева.
Современная Россия стала настоящим монстром пожирающим своих детей. Она начинает войны, захватывает земли, посылает своих солдат убивать ни в чем не повинных людей. Государство не знает жалости, в нем царит коррупция, жажда наживы, страх и ненависть. Не даром фильм вызвал ожесточенное сопротивление чиновников и всего госаппарата. Они требуют запретить показ фильма в кинотеатрах. Уже даже начались гонения на актеров снимавшихся в «Левиафане». Кино и жизнь сплелись в единый и неразрывный клубок, в котором чудовище побеждает виртуальную реальность. Карикатурный отстойник бюрократов, казнокрадов и карьеристов неумолимо сдавливает горло всему что еще осталось в России честного, свободного и творческого.
Но гибель Левиафана неизбежно как пророчество из Книги Исаии в которой сказано: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское».
Александр Степанченко