Грузия даже после всех усилий Саакашвили не смогла стать полноценным современным демократическим правовым государством. Вся команда реформаторов, на плечах которых лежал груз европейского вектора развития, находится или в тюрьме, или заочно осуждены к лишению свободы. Новое руководство Грузии, ведомое Иванишвили, фактически похоронило все достижения прежней власти, и тот факт, что приговор в отношении Михаила Саакашвили в западных странах признан политическим и не подлежащим исполнению, говорит о том, что судебная система в государстве вновь стала ангажированной и антидемократической.
Причина неустойчивости системы, которую создал Саакашвили, была и остается в нерешенности территориального и межнационального конфликтов в Грузии. В Кремле и на Лубянке очень хорошо владеют техникой провокаций, подстрекательств и создания агентурной сети для имитации революций, сепаратизма и других форм дестабилизации, и поэтому по всему периметру границ национальный вопрос не дает покоя в тех республиках, где выбран вектор на сближение с Западом и построение демократического правового государства.
Грузия, как и все постсоветское пространство, также больно империализмом и шовинизмом, и поэтому положительного решения абхазской и осетинской проблемы в ближайшем будущем ждать не приходится. Это означает, что Грузия продолжит деградировать и топтаться на месте.
СССР в своем составе имел более двухсот народов, и многие их которых по сей день не имеют своих национальных государств, что ложится тяжелым бременем на все республики бывшего Союза, многие из которых также, как и Россия оказались в своей имперской шкуре. В Грузии два народа заявили о своем праве на самоопределение, и это на сегодняшний день самый сложный вопрос во всем мире, когда этой нормой международного права желают воспользоваться новые народы, попавшие в новое условие демократической государственности.
Грузия обречена в строгом соответствии с международным правом решать свои территориальные споры, не дожидаясь пока будут приняты соответствующие решения ООН по этим ситуациям. Тбилиси обязан признать факт права абхазского народа на самоопределение и получение им международного признания. Грузии необходимо торопиться и создать межгосударственную международную комиссию под эгидой ООН для определения границ нового субъекта международного права, иначе сегодняшние границы так и останутся определяющими. В отношении Южной Осетии, народ, которой официально идентифицировал себя с народом Северной Осетии, необходимо законодательно обозначить национальным меньшинством и прописать в Конституции все права и обязанности для этой категории граждан. Северная Осетия, по международному праву являясь субъектом Федеративного государства, априори имеет международную правосубъектность, равноценную независимому суверенному государству, это означает, что граждане Южной Осетии, как народ, который имеет на планете свое национальное государство, не могут на территории Грузии реализовать свое право на самоопределение.
Только решив свои территориальные и межнациональней вопросы у Грузии есть будущее, иначе такое состояние разорванности государства может продолжаться бесконечно, мешая грузинам стать современным прогрессивным цивилизованным демократическим государством.