Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований
Верховная Рада приняла во втором чтении изменения к закону, которые требуют от борцов с коррупцией подавать электронные декларации.
Во-первых, в самом законе есть разночтения и двусмысленности, следовательно, он однозначно нуждается в доработке. В таком виде он не может быть принят, потому что вокруг этих разночтений очень много спекуляций. Но надо учесть еще несколько тезисов:
1) Противопоставление граждане vs государство, которое нам навязывают, где государство плохое, а граждане априори хорошие, культивирует враждебное отношение украинца к институтам, которое уже неоднократно приводило нас к поражению.
2) Совершенно верно, что перемены происходят сверху, и только политический класс в конце концов может дать ответ о нашей траектории развития. Для этого, как минимум, нужен диалог, которого, к сожалению, не хватает. Зато мы видим истерику, которая заменяет любые аргументы.
3) Для рядового украинца «антикоррупционер», который ежедневно выкладывает фоточки с лидерами оппозиции и клеймит нынешнюю власть, передергивая и манипулируя тревожной музыкой, никоим образом не отличается от самой власти и является частью того политического класса, который надо контролировать. (О метаморфозах антикоррупционеров, когда они наконец становятся частью власти, нечего уже и писать).
4) По сути, большинство существующих антикоррупционных bodies по своей природе являются группами интересов и давления, которые в значительной степени влияют на распределение ресурсов.
5) Закон должен быть четкий, понятный и без разночтений.
6) Чем больше актеров открывают свои состояния, тем более открытым становится общество. Мы же за это, разве нет?
Проблема заключается в том, что есть два вида деятельности, которые имеют отношение к антикоррупционной работе. Журналистика, чем у нас занимается подавляющее большинство. И институциональная работа, когда речь идет о том, что вы работаете в области антикоррупционной проверки законов, оцениваете влияние документов, которые принимаются теми или иными государственными структурами и собственно делаете институциональное проектирование всего, что касается коррупции. Системная работа, которая помогает улучшить институты.
И с этим у нас большие проблемы.
Поскольку эта работа гораздо сложнее и требует серьезных знаний. Гораздо легче просто использовать это для формирования серьезного политического фактора и радикализации общества под лозунгом социальной справедливости. И многое из того, что делается сейчас, происходит в этом направлении.