А вообще, конечно, поразительно, какое количество людей в обеих воюющих странах считают, что победа в конкурсе песни и пляски или проигрыш в пинании одиннадцатью миллионерами мяча ногами имеют вообще хоть какое-то значение.
Этот эффект сублимации, когда то или иное состояние исполнителя или одиннадцати миллионеров автоматически переносится на всю страну и включает эффект сопричастности («мы победили» — кто «мы», дружище, ты вообще с пивом перед телевизором сидел). Или «мы проиграли» — блин, эти одиннадцать миллионеров, вершина достижений химической промышленности в области медицины сверхчеловеческих возможностей, половина из которых вообще иностранцы, не имеют ко мне вообще никакого отношения.
Я не играл с ними, я ни во что не проигрывал. Кто «мы»? Я здесь при чем вообще?
Так вот, эта сублимация, безусловно, одно из лучших достижений в области управления сознанием общества.
Тут перед темной стороной бизнес-индустрии можно только преклониться. Заставить целые страны тратить невообразимые потоки денег на смс-ках и трансляциях, а кого-то даже раскошелиться на несколько тысяч долларов, что поехать за море и убить или умереть там от пробитой бутылкой головы, и считать при этом себя участником какого-то важного события и важной победы — это да, это уметь нужно.
И ладно бы какой-нибудь Швейцарии, где людям от скуки реально делать нечего — России и Украины! Сто пятьдесят дегенератов на две недели заняли топы информационного пространства двух воюющих стран, обе из которых находятся в точке бифуркации своего государственного развития.
Снимаю шляпу.
Аркадий Бабченко, военный журналист