В открытом обращении эксперты предупреждают премьера и ВРУ об опасностях документа.
Во вторник в повестку дня ВРУ внесен законопроект № 4667-3 «О недопущении преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время массовых акций гражданского противостояния, которые начались 22 февраля 2014», более известный как законопроект «об амнистии сепаратистов».
Правозащитники в своем заявлении обращают внимание на ряд его недостатков, которые могут привести к фатальным последствиям. Правозащитники отмечают, что этот законопроект прямо противоречит как, собственно, Женевскому соглашению и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и действующему законодательству Украины. В частности, предотвращения проведения расследования целого ряда уголовных производств, а значит невозможность установления виновных в совершенных преступлениях, невозможность получения потерпевшими соответствующего статуса в уголовном процессе, и получить в пределах уголовного процесса возмещения за ущерб, причиненный преступлением. Кроме того, законопроект в нынешней редакции содержит положения об освобождении от ответственности за тяжкие преступления. Народные депутаты предлагают амнистировать даже за тяжкие преступления. Например, ст. 109 ККУ-Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти; ст. 112 ККУ-посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; 113 ККУ-Диверсия; 146 ККУ-незаконное лишение свободы или похищение человека; 147 ККУ-Захват заложников; 186 ККУ-Грабеж; 187 ККУ-разбой, ст. 255 ККУ-создание преступной организации; ст.258 ККУ-Террористический акт; ст. 260 ККУ-Создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований.
С этой точки зрения законопроект не идет ни в какое сравнение с майдановской «амнистией», распространявшейся только на ст. «Массовые беспорядки».
В связи с этим, эксперты предлагают внести ряд изменений в документ до вынесения его на голосование в сессионный зал. А именно, привести положения в соответствие с законом «О применении амнистии в Украине»; предусмотреть необходимость расследования всех преступлений, установления виновных, признания лиц пострадавшими, фиксирования незаконности указанных действий и только после этого-освобождение от наказания; предположить, что освобождение от наказания по уголовным процессам по преступлениям, которыми нанесен ущерб потерпевшим, возможно лишь при условии примирения с потерпевшими и возмещения ущерба; ограничить круг лиц, в отношении которых применяется амнистия только гражданами Украины и лицами без гражданства, а также ограничить преступления, подпадающие под амнистию территориально-Луганской, Донецкой областью и г. Одессой; освобождение от уголовной ответственности должно быть возможным только при том условии, что их действия не являются тяжкими и особо тяжкими преступлениями.Кроме того, документ содержит «принцип заложников» от которого правозащитники предостерегали в случае с законопроектом по амнистии участников Майдана еще в январе этого года, отмечается в заявлении. «Верховная Рада снова ставит украинское государство в один ряд с пиратами и террористами, используют институт заложников как инструмент влияния на ситуацию.»
Кстати, таких проектов законов зарегистрировано и внесено в повестку дня три различных редакции, ни одна из которых не соответствует международным принципам и обязательствам Украины.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.