Давайте разбираться, что на самом деле произошло с якобы возвращением России в ПАСЕ.
Для начала короткий информационный ликбез по ключевым органам. Несколько ошибок журналистов.
Совет Европы и Европейской союз совершенно разные институты. Да, они сотрудничают, но ЕС — это экономический и политический союз 28 государств Европы, а Совет Европы — международная организация, состоящая из 47 стран-членов из европейского пространства. Основная цель деятельности: права человека, развитие демократии, верховенство права.
Совет Европы состоит из двух основных структур по принципу ветвей власти — исполнительной и законодательной, независимых друг от друга. Комитет министров — представители исполнительной ветви власти государств-членов, входят туда министры иностранных дел 47 стран. Парламентская Ассамблея Совета Европы — аналог законодательных органов в странах-членах, куда входят делегации парламентариев. Об этом пишет автор на сайте «Новое время».
Решение Комитета Министров не являются решениями Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) и не могут устанавливать для нее никаких обязательных правил. Исключительно Ассамблея решает все вопросы своего функционирования.
Что это значит? Это означает, что «измена», которую разогнали СМИ о том, что решением Комитета министров вернули российскую делегацию в ПАСЕ, не соответствует действительности. Вернуть делегацию в ПАСЕ может только сама Ассамблея, а она на данном этапе таких решений не принимала.
Что произошло на самом деле? Комитет министров принял документ, которым установил определенные ожидания, в частности, что за ключевые должности в Совете Европы, такие как Генеральный секретарь и Судьи Европейского суда по правам человека, должны голосовать все 47 делегаций стран-членов. Таким образом, поставив Ассамблею в ситуацию, когда ей придется решать, как обеспечить такое голосование и одновременно сохранить санкционный механизм.
Это решение лоббировали наши друзья и партнеры Германии, Франции и Финляндии. Поддержали все остальные страны, кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Армении и Украины, конечно.
Что дальше? А дальше будет сессия Парламентской ассамблеи в июне, где в повестке дня стоит доклад, на основе которого могут быть внесены изменения в регламент. Ключевой интригой остается, какие это будут решения.
Вариант первый: всем делегациям дадут право голосовать за ключевые должности, но сохранят санкции — запрет голосовать в целом за решение ассамблеи, если страна-член грубо нарушает правила и принципы Ассамблеи. Это случай России. Очевидно, что шантажистам-россиянам такой вариант не подходит.
Вариант второй: Ассамблея откажется от санкций или значительно усложнит процедуру их наложения, по сути даст зеленый свет всем нарушителям правил и принципов и позволит россиянам вернуться без риска, что на них реально наложат санкции. Очевидно, что этот сценарий лоббирует Россия.
Но есть один небольшой, но все же серьезный нюанс: за изменения в регламент есть требование квалифицированного большинства, то есть за это решение должно проголосовать 2/3 голосов от присутствующих. И здесь мы уже имели прецедент, когда такого количества голосов не удалось собрать.
Что демонстрирует эта ситуация, и какой может быть стратегия Украины:
1. Данная ситуация является опасным сигналом появления лояльного отношения к России и, возможно, даже желание вернуть ее за стол переговоров среди ключевых игроков в Европе: Германии, Франции и даже Швеции.
2. Уход от принципов и требований международного права, возможность закрыть глаза на эти требования европейскими государствами, если того потребует прагматичные интересы, означает окончательную коррозию святого порядка и серьезную слабость мировой системы сдерживания. Последствия, думаю, для всех очевидны: если нет наказания, такие режимы как российский, начнут продвигать свою политику вмешательства во внутренние дела других стран еще активнее.
3. Очевидно, что коалиция защиты Украины ослабилась, и не без вины самой Украины. Здесь можно приводить длинный список, но это проигрыш как нашей внутренней политики, так и несистемности во внешней. Мы плохо работали с нашими международными партнерами, чтобы не допустить подобной ситуации.
Что можно и нужно делать Украине сейчас:
1. Не прятать голову в песок и срочно поставить задачу всем дипломатическим ведомствам в странах Европы вернуть хотя бы часть дружественных стран в лагерь противостояния сценария разрушения одной из ключевых международных организаций.
2. Сделать ситуацию максимально публичной и озвучить последствия недальновидных решений наших коллег.
3. Ультиматум тут не поможешь и, по моему мнению, заявления нашего министра иностранных дел Павла Климкина были безответственные и вредные. Эта ситуация, в первую очередь, его недоработки, так как решение вышло из иностранных министерств ключевых союзников: Германии и Франции.
4. Также не считаю возможным выходить из Ассамблеи украинской постоянной делегации — это просто убежать от проблем.
Даже если Россию вернут, я продолжу озвучивать реальную ситуацию с войной и преступлениями российских должностных лиц против Украины, только теперь прямо им в глаза! Пусть слушают, пусть попробуют оппонировать.
Но пока не все возможности потеряны, и нельзя допустить, чтобы в этой сложной ситуации ключевое ведомство — Министерство иностранных дел, — самоустранилось!