Советская пропаганда: про мусорную школьную литературу

Так, друзья — сегодня публикую давно задуманный пост о школьной литературной программе, которая по большей части состоит из «мусорной литературы», которая абсолютно не нужна для жизни в XXI веке и является историческим балластом прошлых эпох.

Главная причина такой ситуации в том, что немалую часть (до половины и более) современной школьной программы по литературе составляли ещё во времена СССР, где перед литературой стояли вполне определённые пропагандистские задачи — доказывать, что Коммунизм это единственно верная идеология, а СССР — лучшее государство на Земле. Литературе XIX века при этом отводилась роль этакого пугала — показа «ужасов жизни» в царской России и демонстрации извечного стремления людей жить под пятой советской власти.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о мусорной школьной литературе, которую давно пора уже убрать из школьной программы.

Мусорная литература о «тёмном прошлом».

Колоссальная часть школьной литературной программы, доставшаяся ещё из советской эпохи, описывает «тёмное прошлое» царской России. Все эти бесконечные Толстые да Некрасовы с их ободранными крестьянскими детьми, голыми руками ловящими в полынье рыбу, все эти бесконечные курные избы, тёмная гнилая осень, вечная зима, угнетение и бедность. Я не говорю, что всего этого не было — просто произведения подобраны уж очень тенденциозные, которые дают неверное представление о жизни в те времена в целом.

Другая часть этой литературы описывает «жизнь высшего света» (в совке это подавалось как контраст литературе про крестьян, чтобы разжигать межсословную ненависть — мол смотрите, как эти жили, а вон те не так!), и по сути в XXI-м веке тоже является мусорной литературой — с этими десятистраничными описаниями балов, с подробным описанием кто и как был одет, на какой колымаге приехал и что при этом сказали хозяева дома, глядя на гостей через лорнет. Как по мне — это тоже вполне себе литературный мусор, которому нечего делать в школьной программе в XXI веке.

Мусорная литература о «советском настоящем».

Другой блок мусорной литературы тоже остался со времён СССР, все эти Симоновы да Твардовские, которые в советское время на контрасте с «тёмным и мрачным царским прошлым» должны были описывать «героическое советское настоящее». Пропагандистские сказки о войне, сочинённые советскими писателями, выдавались чуть ли не за историческую хронику, а картина жизни в СССР в целом в этих книгах представлялась сильно искажённой «в пользу партии и правительства».

По какому-то недоразумению многие книги этих авторов до сих пор остаются в школьной программе, непонятно зачем — никакой исторической и художественной ценности они не несут, чаще всего это конъюнктурные поделки, написанные в 1960-80-е годы для получения писательских гонораров и сохранения членства в Союзе писателей. Думаю, их не выкидывают отчасти потому, что «несоветской» литературы во второй половине XX века было не так и много — в основном, немногочисленные диссиденты да эмигрантские писатели.

А что взамен?

Если принять как должное тот факт, что школа должна готовить человека к жизни в будущем — то школьная программа по литературе должна быть существенно пересмотрена. Вместо «тёмных царевичей» (которые на десяти страницах описывают бальные платья) и «совков» (которые рассказывают сказки о «подвигах») нужно изучать действительно ценные произведения — например, того же Шаламова или Войновича.

Плюс намного больший упор нужно сделать на ценные произведения мировой литературы — а то по рассказам, в некоторых школьных программах от Шекспира сейчас остались только несколько коротких сонетов. Совок Твардовский им ценен, а Шекспир нет…

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.