1 июля президент Украины Петр Порошенко презентовал проект изменений в Конституцию Украины. Они направлены на широкую децентрализацию и предусматривают административную реформу. Также глава государства отдельно прокомментировал внесение особого статуса Донбасса в Главный закон страны. В самопровозглашенных республиках уже заявили, что проигнорируют поправки президента, так как с ними не консультировались.
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Досрочные выборы в Верховную Раду и повторные местные выборы
Петр Порошенко не видит необходимости в проведении досрочных выборов в парламент в связи с принятием изменений в Конституцию в части децентрализации.
«Что касается Верховной Рады Украины, не думаю, что это предусматривает значительную реорганизацию в части влияния децентрализации на полномочия Верховной Рады, потому что полномочия Верховной Рады почти не изменяются или вообще не меняются. В связи с этим я не вижу необходимости в организации проведении досрочных выборов в Верховную Раду в связи с принятием изменений в Конституцию по децентрализации», — отметил президент.
При этом он подчеркнул, что с необходимостью проведения новых выборов местных советов должна определиться Рада после внесения изменений в Конституцию.
Порошенко не исключает проведение еще одних местных выборов в государстве после завершения внедрения в жизнь всех аспектов децентрализации.
«Я абсолютно не исключаю, что после внедрения всех изменений в Конституцию, очередные выборы в местные советы будут необходимы», — сказал президент.
Глава государства пояснил, что необходимость в избрании новых составов местных советов возникнет «после того, как в соответствии с переходными положениями будут полностью имплементированы в законодательство, будут внесены изменения и заработают исполкомы местных советов, институт префектов, кардинально изменятся полномочия органов местного самоуправления.
________________________________________________________________________________
Статус Донбасса. Поправки от 15 июля
Президент заявил 1 июля, что в проекте изменений в Конституцию Украины в части децентрализации четко определено, что в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей возможен специфический порядок местного самоуправления.
«Проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого особенного статуса Донбасса. Все эти мысли – от лукавого. Проект допускает возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей, которые определяются отдельным законом. Именно так это сейчас и урегулировано», — заявил он.
Порошенко подчеркнул, что эта норма в переходных положений четко соответствует Минским соглашениям, а также не были навязаны извне, а любые толки по поводу навязывания являются инсинуациями.
«Подчеркиваю, что представителям политических сил в Конституционной комиссии, самым авторитетным специалистам в области права никто ничего навязать не может«, — заявил глава государства, комментируя информацию о том, что якобы в работе над проектом Конституции имело место влияние извне.
Президент Украины подчеркнул, что проект изменений в Конституцию был разработан еще год назад, а после этого была основательная дискуссия, и львиная часть критических замечаний была учтена еще тогда.
Однако на сайте украинского парламента 15 июля был обнародован президентский проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти с пометкой «доработанный». Важнейшим отличием доработанного законопроекта от первой редакции, зарегистрированного в Верховную Раду 1 июля, является положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Если в первой редакции это положение было закреплено в переходных положениях самого законопроекта, то в редакции от 15 июля предлагается закрепить эту норму в разделе XV переходных положений самой Конституции Украины.
Доработанный буквально за один день проект президента был 288 голосами народных депутатов отправлен на рассмотрение в Конституционный суд.
https://www.youtube.com/watch?v=M0KfzydIWxU
________________________________________________________________________________
Другие изменения в Конституцию
Глава государства надеется, что в ближайшее время будут урегулированы вопросы изменения в Конституцию относительно депутатской и судейской неприкосновенности, а также судебной реформы.
«Это не последние изменения в Конституцию, которые будут приняты в ближайшее время. Я очень надеюсь, что Верховная Рада поддержит мои предложения, которые уже вернулись из Конституционного суда и предварительно получили достаточно высокое количество голосов. Это касается вопроса снятия депутатской и судейской неприкосновенности», — сказал президент.
Также, по словам главы государства, еще одна позиция, на которой концентрирует свое внимание Конституционная комиссия, касается вопроса судебной реформы.
«Это те вещи, которые должны быть в ближайшее время урегулированы», — подчеркнул он.
Порошенко рассказал, что на заседании Национального совета реформ также поднимался вопрос разделения полномочий между президентом, парламентом и правительством.
«Я не исключаю, что Конституционная комиссия уделит свое внимание и этим важным вопросам», — отметил он.
Президент заявляет, что после завершения процесса децентрализации в стране Кабинет министров Украины ожидают существенные изменения, а именно сокращение штатов.
«Что касается реорганизации и изменений в работе правительства — определенно да. Поскольку значительная часть функций по поводу выполнения полномочий центральной власти будет передана органам местного самоуправления, то и не нужно такое количество людей в Киеве, которые будут эти полномочия обслуживать», — сказал Порошенко .
________________________________________________________________________________
О праве президента распускать органы местного самоуправления
Порошенко утверждает, что в проекте изменений в Конституцию Украины в части децентрализации предусмотрено право главы государства на роспуск органов местного самоуправления и это нормальная практика, используемая во многих европейских странах.
«Принципиально важным считаю право президента, как гаранта территориальной целостности, на мгновенную реакцию в виде принятия решения о прекращении полномочий. Венецианская комиссия право на такое, цитирую, «более скорое и эффективное вмешательство» признала целиком обоснованным и поддержала. Право роспуска органов местного самоуправления органами центральной власти свойственно многим европейским демократиям. Правда, пользуются они этим правом мало и, будучи оптимистом, я прогнозирую, что и в Украине это не будет распространенной практикой», — сказал он.
Президент назвал «мудрым и ответственным» решение о предоставлении возможности президенту, Конституционному суду и Верховной Раде совместными усилиями привлечь к ответственности те советы, которые «согрешат сепаратизмом и создадут угрозу суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины.
«Президент, как гарант Конституции, может прекратить полномочия совета или главы совета, или главы громады, Конституционный суд дает правовую оценку, а Верховная Рада принимает решение о назначении внеочередных выборов соответствующего совета или главы», — рассказал он.
Порошенко подчеркнул, что есть исчерпывающий перечень оснований для применения этого права.
«Это нарушение Конституции в части суверенитета, территориальной целостности и угроза национальной безопасности. Я, как президент, являюсь гарантом территориальной целостности. Венецианская комиссия поддержала предложение Конституционной комиссии, и четко подтвердила, что в текущих условиях это абсолютно обоснованное право президента приостанавливать деятельность совета, который нарушил Конституцию», — отметил глава государства.
По его словам, далее следует процедура, «которая делает местную территориальную громаду более защищенной».
«Потому, что сейчас Верховная Рада сама может прекратить эти полномочия и назначить новые выборы. В данном случае – президент может только обратиться в Конституционный суд, и после того, как он признает, что решение, акт того, или иного органа местного самоуправления – главы громады, совета громады – нарушает Конституцию в части территориальной целостности, только это дает право Верховной Раде принять решение о дате новых выборов. На самом деле, мы делаем этот механизм более совершенным, прозрачным и демократичным. В то же время, надеяться, что Верховная Рада, имея ввиду разные политические силы и разную политическую окраску, государство и президент будут ждать, пока они соберутся и приостановят то или иное решение совета, которое нарушает Конституцию, в условиях войны, агрессии – это безответственно», — пояснил Порошенко.
Вместе с тем, отвечая на вопрос о том, каким образом в новой Конституции будет прописана процедура импичмента президента, Порошенко сказал: «В новой Конституции процедура импичмента прописана. Если вы имеете ввиду, что должны быть внесены соответствующие изменения в законодательство, я не исключаю, что это может сделать Верховная Рада».
________________________________________________________________________________
Об автономии Крыма и Севастополя
Президент Украины Петр Порошенко заявляет, что в статус автономии Крыма и Севастополя, как отдельной административной единицы, учтены в проекте изменений в Конституцию Украины в части децентрализации.
«Автономия Крыма четко отображена в действующей Конституции, она предусматривает достаточно широкие полномочия и эти полномочия Крыма и Севастополя сохранены», — сказал президент журналистам в Киеве в среду в ходе презентации проекта изменений в Конституцию Украины в части децентрализации.
________________________________________________________________________________
Когда будет рассмотрен проект изменений в Конституцию
Петр Порошенко заявил, что до конца среды, 1 июля оформит как проект закона, проект изменений в Конституцию Украины, касающийся децентрализации, и направит его на рассмотрение в Верховную Раду.
«Я сегодня до конца дня без каких-либо изменений оформлю как проект соответствующего закона и сегодня он будет направлен на рассмотрение в Верховную Раду», — сказал он.
Глава государства отметил, что получил проект изменений в Конституцию от главы Конституционной комиссии, спикера парламента Владимира Гройсмана.
Президент подчеркнул, что рассчитывает на поддержку всех политических сил в Верховной Раде изменений в части децентрализации, которая, по словам Порошенко, «должна объединить украинское общество».
После внесения в Верховную Раду законопроекта о внесении изменений в Конституцию альтернативные инициативы подаются в парламент в течение 14 дней.
Однако, по словам главы государства, оппонентов у проекта, поданного Конституционной комиссией, нет.
«Я не вижу оппонентов пока что и надеюсь, что и не увижу тех, то выступает против этого проекта изменений в Конституцию по вопросам децентрализации», — отметил Порошенко.
Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия рекомендовал парламенту 16 июля рассмотреть законопроект о внесении изменений в Конституцию в части лишения неприкосновенности народных депутатов и ограничения неприкосновенности судей.
Глава комитета Руслан Князевич напомнил, что Конституционный суд признал законопроект о внесении изменений в Основной закон соответствующим Конституции, вместе с тем он высказал ряд предостережений в своих выводах.
Князевич отметил, что поправки можно подавать только к тем положениям, относительно которых Конституционным судом были высказаны предостережения.
Комитет по правовой политике принял решение до 10 июля принимать поправки, до 15 июля – работать над документом в Комитете, а 16 июля – вынести законопроект о внесении изменений в Конституцию на рассмотрение парламента.
________________________________________________________________________________
Процедуры по утверждению изменений в Конституцию
Верховная Рада большинством голосов от конституционного состава включает законопроект в повестку дня сессии.
Кроме того, народные депутаты принимают постановление о направлении в Конституционный суд Украины законопроекта о внесении изменений в Основной закон для получения вывода относительно соответствия законопроекта Конституции Украины.
Полученный вывод КС безотлагательно раздается парламентариям и направляется президенту Украины.
Согласно регламенту Верховной Рады, после этого парламент предварительно одобряет законопроект (в первом чтении) 226 голосами.
Затем на следующей сессии для окончательного принятия закона о внесении изменений в Конституцию необходимо не менее 300 голосов парламентариев.
________________________________________________________________________________
Теоретические положения законопроекта
Изменения, касающиеся децентрализации власти, которые предлагается внести в Конституцию Украины, предусматривают, что систему административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы: громады, районы, регионы (статья 133).
Территория Украины разделена на общины, несколько общин составляют район, а АРК и области являются регионами Украины.
Особенности Киева и Севастополя в системе административно-территориального устройства Украины определяются отдельными законами.
Порядок создания, ликвидации, установления и изменения границ, наименования и переименования громад, районов, областей, а также порядок создания, наименования, переименования поселений и их отнесения к соответствующей категории поселений определяются законом.
Предлагается изъять из статьи 133 Конституции положение о том, что система административно-территориального устройства Украины состоит из АР Крым, областей и районов, городов, районов в городах, поселков и сел, и что в состав Украины входят Крым и 24 области, города Киев и Севастополь.
Конституционная комиссия предлагает внести в Основной закон изменения, которые разрешают президенту прекращать действие акта, принятого председателем громады, советом громады, районным, областным советом, который не соответствует Конституции и создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности.
Предлагается, что в случае если председатель громады, совета громады, районного, областного совета примет акт, который не соответствует Конституции и создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности, президент прекращает действие соответствующего акта и одновременно обращается в Конституционный суд. При этом он временно прекращает полномочия председателя громады, совета общины, районного, областного совета и назначает временного государственного уполномоченного.
Конституционная комиссия предлагает, чтобы в норме ст. 144 было оговорено: Конституционный суд рассматривает такое обращение президента безотлагательно.
Кроме того, предлагается, что в случае признания Конституционным судом действий председателя общины, совета общины, районного, областного совета не соответствующими Основному закону, президент отменяет акт, а Верховная Рада по представлению президента досрочно прекращает полномочия председателя общины, совета общины, районного, областного совета и назначает внеочередные выборы в порядке, определенном законом.
Предложенный проект изменений в Основной закон также предусматривает, что особенности осуществления местного самоуправления в некоторых административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей определяется принятым ранее соответствующим законом.
«Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей определяется законом об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», — говорится в переходных положениях проекта изменений в Конституцию, который утвердила Конституционная комиссия 26 июня.
____________________________________________________________________________