Когда мы говорим об истории Киевской (в современном значении — Украинской) православной церкви, нужно понимать, что в разное время под этим под этим термином понимались разные по широте понятия.
К Киевской митрополии в разное время принадлежали разные епархии (территории), церковью управляли разные по национальности и политической ангажированности митрополиты, резиденция которых в разное время находилась в совершенно разных городах. Сама по себе Киевская православная митрополия не имеет непрерывной преемственности из-за того, что с 1596 по 1620 во главе Киевской церкви находились митрополиты, заключившие унию с католиками. Однако история Киевской церкви имеет целиком понятную и самостоятельную внутреннюю логику, которая во многом обусловлена, происходившими в Поднепровье и связанных с ним территориях этническими и политическими процессами.
Читайте также: Топ-8 беларуских олигархов, которые накормят Россию.
Как и многим другим цивилизационным прорывам, появлению христианства на Руси, киевляне были обязаны двум европейским этносам — варягам и грекам. Среди первых киевлян, принявших византийскую веру, известен крестившийся в 860 в Константинополе киевский князь Аскольд, первые мученики за веру, погибшие от рук киевлян варяг Феодор и его сын Иван и, конечно же, Великая княгиня Ольга — бабушка варяжского князя Владимира — крестителя Руси. Как известно, в 988 Владимир напал на город русской славы византийский Херсонес, и после заключения мира был крещен вместе со своей дружиной. После этого Владимир вместе с первым Киевским митрополитом, вероятным уроженцем Сирии, Михаилом отправился крестить киевлян и жителей других городов Руси, которые стали центрами отдельных епархий (Белгород-Киевский, Чернигов, Владимир-Волынский, Туров, Полоцк, Великий Новгород, Ростов).
Крещение городов Руси распространялось вместе с авторитетом княжеской власти и не везде было воспринято с радостью. Наибольшее сопротивление христианизации оказали жители севера-востока Руси — будущей Московии. В 1024 (Суздаль) и в 1071 (Ростов) там вспыхнуло два мощных восстания волхвов и был убит просветитель чуди, греческий епископ и постриженик Киево-Печерской Лавры Леонтий Ростовский (не позже 1077). Чуть позже был убит и местный проповедник среди вятичей, киевский монах Кукша Печерский (после 1114).
Константинопольский патриархат старался не допускать проявлений самостоятельности Киева и препятствовал выдвижению уроженцев Руси на пост митрополита. До 1240 это удавалось сделать лишь некоторым талантам вроде митрополита Иллариона (1051—1055) из киевского села Берестовое и Климента Смолятича (1147—1159). Рвение же местных христиан в большинстве случаев находило воплощение в монашестве, традиция которого была основана уроженцем Любеча (Черниговская обл.) и пострижеником греческого Афона Антонием (1051, основание Киево-Печерской лавры) и его сподвижником из Василькова (Киевская обл.) Феодосием (около 1070, принятие Студийского монашеского устава).
Политический раскол Руси на северо-восток и юго-запад, который произошел после взятия Киева Андреем Боголюбским (1169), не влиял на целостность Киевской митрополии до разорения Киева татарами (1240). В дальнейшем же в Константинополе были вынуждены считаться с появлением нескольких политических центров. При этом зачастую в сохранении единства Киевской митрополии были заинтересованы больше именно в Константинополе, а не в Галиче или Москве. Причем для предотвращения церковного раскола в условиях политического размежевания грекам приходилось идти на все более и более нестандартные шаги.
Сразу после татарского нашествия, был избран новый митрополит Киевский Кирилл III, который был уроженцем Галичины и ставленником Даниила Галицкого. Попытки переговоров Даниила с Римом и сложность пребывания в разграбленном Киеве заставили Кирилла III обратить свой взор на Александра Невского и Золотую Орду: в 1261 он основал православную епархию в ордынском Сарае. А преемник Кирилла, грек Максим перенес резиденцию митрополита из Киева во Владимир (1299), что повлекло за собой разрыв с Галичем, где в 1302 была создана своя митрополия, и осложнило политическую связь с Киевом, который с 1321 (битва на реке Ирпень) попал сферу влияния еще одной новосозданной Литовско-Руськой митрополии с центром в Новогрудке (Гродненская обл., Белорусь), а позже (с 1416) — в Вильнюсе.
Такое дробление церкви не могло понравиться грекам и в Константинополе взяли курс на объединение Галицкой и Киевской митрополий. На митрополита Киевского утвердили кандидата на галицкую кафедру — волынского священника Петра Ратенского, который переместил резиденцию Киевских митрополитов из Владимира в Москву (1325). Преемник Петра, грек Феогност добился ликвидации Галицкой (дважды — в 1332 и в 1347) митрополии. Следующей целью греков было объединение Киевской и Литовско-Руськой митрополий. И эту задачу удалось решить Киприану, который в разное время был митрополитом в Киеве (митрополит Киевский и Литовский) и в Москве (митрополит Киевский и всея Руси), и Фотию. Киприану удалось окончательно ликвидировать Галицкую митрополию (1401), а Фотию — добиться признания (1420) митрополита Киевского и всея Руси в Литве.
Однако единство было недолгим: автокефалия Москвы (1448) и падение Византии (1453) привели к расколу Киевской и Московской церкви. С 1458 в Вильнюс переместился митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, а с 1461 в Москве появился свой митрополит Московский и всея Руси.
Литовско-Руський период Киевской митрополии характеризовался тем, что ей управляли уже не греки, а местные иерархи, которые зависели от светских властей (аналогичная ситуация сложилась в то время и в Москве, и в Константинополе). В результате к концу 16 века наметилась тенденция к упадку церкви, который в Украине предотвратили повсеместно возникающие церковные братства и монастыри со статусом ставропигии (непосредственное подчинение Константинопольскому патриарху, а не митрополиту Киевскому). Именно они обеспечили возможность восстановления в 1620 Киевской митрополии с центром в Киеве.
Алексей Васильченко
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.