«Есть у революции начало, нет у революции конца». Похоже, что слова из популярной когда-то песни, стали девизом не только украинских радикалов, но и политиков, а также общественных активистов.
Известный журналист (и без года пару недель народный депутат) Мустафа Найем, комментируя на своей страничке в социальной сети Facebook ход подготовки коалиционного соглашения, написал: «Обязательство об отмене депутатской неприкосновенности включено в преамбулу Коалиционного соглашения. Решение окончательное и согласовано всеми сторонами переговоров».
Таким образом, впервые за многие годы «пережевывания», вопрос отмены депутатской неприкосновенности может перейти в практическую плоскость.
Вот только одним ли благом обернется для Украины такое решение? Ведь депутатский иммунитет является одним из старейших институтов обеспечения независимой деятельности политиков.
Действительно, в Украине депутатская неприкосновенность доведена до степени глубокого маразма, но стоит ли переворачивать ситуацию с ног на голову?
Лучшее подтверждение того, что решение об отмене депутатской неприкосновенности должно быть взвешенным и рассудительным – это как раз события, начавшиеся на киевском Майдане ровно год назад.
Вспомним, сколько раз народные депутаты Украины, пользуясь депутатской неприкосновенностью, пробивались в органы внутренних дел, как они вытаскивали из милицейских автобусов задержанных активистов, как прорывались сквозь оцепление. Все это было бы невозможно, если бы депутаты имели такой же статус, как и обычные граждане, ведь любого из них власть могла бы «закрыть» и держать в заключении столько, сколько понадобилось бы.
А тем, у кого краткая историческая память, стоит напомнить времена «кучмизма», когда именно депутатская неприкосновенность не одному политику дала возможность устоять против давления на семью, на окружение и продолжить борьбу с режимом.
Кто даст гарантию, что в Украине не появятся желающие стать новым «Януковичем»? Кто может гарантировать, что в условного «Яценюка/Порошенка» через два года не возникнет желание укрепить свою власть и для этого он не даст указания сфальсифицировать доказательства против непослушных народных депутатов, условных «Лещенко/Гопко»?
Да, депутатская неприкосновенность в нынешнем виде – это привлекательный маяк для нечистоплотных бизнесменов и разного рода мошенников. Но это также и важный инструмент политической независимости для народных представителей.
Неприкосновенность нужно не отменять, а ограничивать, как это сделано в ряде демократических стран. И лучший вариант, в украинских реалиях, это изменение статьи 80 Конституции Украины, путем предоставления правоохранительным органам права привлекать народных депутатов Украины к криминальной ответственности.
Напомним, согласно статье 3 Криминального процессуального кодекса Украины привлечение к криминальной ответственности – это стадия криминального производства, которая начинается с момента уведомления личности о подозрении в совершении криминального правонарушения.
Но согласно действующей норме статьи 80 Конституции Украины привлекать депутата к криминальной ответственности можно только после получения согласия Верховной Рады Украины. Даже в том случае, если депутат убил человека, но его застали на месте преступления, никто не вправе его задерживать.
Поэтому, законодатели должны внести такие изменения в статью 80 Конституции Украины, которые позволят правоохранительным органам:
— привлекать депутата к криминальной ответственности (что означает возможность предъявить депутату уведомление о подозрении в совершении криминального правонарушения, проводить допрос депутата, обыск его жилища либо иного помещения, прослушивание разговоров и т.п.);
— задерживать депутата на месте преступления, в случае совершения им особо опасного преступления против жизни и здоровья личности с получением подтверждения необходимости такого задержания решением Верховной Рады Украины на первом же пленарном заседании.
А вот право на арест либо лишение свободы народного депутата Украины во время расследования, необходимо оставить за Верховной Радой Украины. Но, только до того момента, пока не вступит в законную силу обвинительный приговор суда.
Такой вариант изменений в статью 80 Конституции Украины позволит защитить депутатов от политического преследования, но, в то же время, не станет препятствием для привлечения их к криминальной ответственности, в случае реального совершения ими криминальных правонарушений.
Михаил Дяденко, Центр правового анализа и исследования политических рисков
Блоги на InfoResist: Редакция может не разделять мнения авторов и не несет ответственности за публикуемые материалы.