Борис Цейтлин, российский гражданский активист
Всем, кто оправдывает ковровые бомбардировки «священной войной» с радикальным исламом, хотелось бы напомнить одну вещь.
С этого граффити в городе Даръаа началась гражданская война в Сирии. Его нарисовали несколько подростков 15 февраля 2011 года. Это было в разгар Арабской весны. В Дамаске уже были протесты, но они были немногочисленны.
Полиция поймала этих подростков и подвергла пыткам. Одного из них, Якуба, часами подвешивали на стене, заставляли спать в холод на мокром матрасе, пытали током. Выбивали фальшивые признательные показания. Руководил этим кузен Башара Асада по имени Атеф Наджиб, возглавлявший политическую полицию в Даръаа.
Отец Якуба и родственники другого подростка встретились с Наджибом и попросили помиловать своих детей.
Он ответил, что им следует забыть о тех, идти домой и завести новых детей. А если у вас не получится, — добавил он, — мы приведем ваших жен в полицию, чтобы там их оплодотворили. Вскоре об этом узнал весь город.
Имам местной мечети, который всегда заканчивал проповеди словами поддержки в адрес режима, на этот раз не выдержал и обрушился с критикой на Асада. Тогда семьи тех детей и их друзья вышли на улицы. Полиция открыла огонь. С этого момента гражданская война в Сирии стала неизбежной.
А что же это за надпись? Это гневная сура из Корана против «неверных» или что-то в этом роде? Нет.
Здесь написано «Твоя очередь, доктор». У Башара Асада медицинское образование. А было это вскоре после ухода Мубарака и Бен Али.
Так в чем же корни исламского и любого другого радикализма, как не в этой неоправданной жестокости государственного аппарата принуждения, разложившегося от клановости и отсутствия гражданского контроля?