Как считают
Эксперты Deloitte Football Money League составляли рейтинг, основываясь на доходе клубов в сезоне 2013/14. Основных источников дохода три: продажа телевизионных прав на трансляцию матчей, продажа билетов и абонементов на матчи, а также аренда VIP-лож на игры, коммерческое партнерство, спонсорство и реклама. Данные для исследования компания берет из открытых источников.
Как выглядит сейчас
Самый титулованный клуб мира и победитель последней Лиги чемпионов снова впереди планеты всей, хотя прибавил по сравнению с прошлым годом и не так сильно относительно конкурентов. Deloitte отмечает, что сезон 2013/14 стал первым в истории, когда клуб преодолел планку 200 миллионов евро, полученных с продажи телевизионных прав.
Удивительное рядом. Черная полоса «Ман Юнайтед» в том, что касается результатов, началась сразу после окончания тренерской карьеры сэра Алекса Фергюсона. Однако именно прошлый сезон, по итогам которого манкунианцы впервые за долгое время остались без еврокубков и титулов, оказался очень успешным для них с финансовой точки зрения.
Сейчас «красные дьяволы» занимают второе место в рейтинге Deloitte, преодолев знаковую отметку дохода в 500 миллионов евро. Агентство отмечает работу клуба на китайском, корейском и нигерийском рынках. Разумеется, надо упомянуть и заключенное соглашение с Adidas, который якобы готов помочь даже с трансфером Лео Месси.
«Барселона» опустилась сразу на две строчки, пропустив вперед не только «МЮ», но и «Баварию». Мюнхенцы заработали за прошлый сезон на 120 миллионов евро больше, чем годом ранее, и устремили теперь взоры на американский рынок. Каталонцы же оказались чуть ли не единственным клубом, который остался на прошлогодних показателях. Впрочем, в этом году ожидается ряд серьезных сделок «Барсы» со старыми и новыми спонсорами.
Сильно прибавил в доходах «Ман Сити» — плюс 130 миллионов. На своем, восьмом месте остался «Арсенал». 33 процента доходов (лучший показатель) у «канониров» идет с продажи билетов и абонементов на матчи. Еще один английский клуб «Челси» за счет продления контракта с Adidas на 35 процентов больше, чем год назад, заработал на коммерции.
Самый внушительный прорыв совершил «ПСЖ», которого вовсе нет в десятке. Французский клуб с 474 миллионами вплотную подобрался к «Баварии» с «Барсой». 69 процентов (наивысший показатель в топ-10) всех доходов парижане получили с коммерческого партнерства.
Из топа выпал «Милан», которого лихорадит на всех фронтах. Замыкает десятку «Ювентус», который львиную долю доходов имеет с продажи прав на трансляции своих матчей.
Сезон 2013/14
1. «Реал» – 549,5 млн евро
2. «Манчестер Юнайтед» – 518
3. «Бавария» – 487,5
4. «Барселона» – 484,6
5. «Пари Сен-Жермен» – 474,2
6. «Манчестер Сити» – 414,4
7. «Челси» – 387,9
8. «Арсенал» – 359,3
9. «Ливерпуль» – 305,9
10. «Ювентус» – 279,4
Активность в соцсетях
Помимо денег, в Deloitte также подсчитали количество подписчиков европейских клубов в крупнейшей социальной сети Facebook и микроблоге Twitter. Здесь лидеры «Барселона» (81,4 миллиона фолловеров в Facebook) и «Реал» (14,4 миллиона фолловеров в Twitter), соответственно.
Однако если говорить о динамике и темпах роста, то наибольшего прогресса добились другие. «Атлетико» в Facebook (9,8 млн) за сезон увеличил базу фанатов аж на 512 процентов. В Twitter отлично сработал «Шальке» (всего 300 тысяч, но на 200 процентов больше, чем годом ранее). В целом, успешно работают в обоих направлениях еще «ПСЖ» и «Бавария».
Украина
В Украине единственный клуб, который публикует источники своих доходов — донецкий «Шахтер». В сезоне 2013/14 чемпион Украины заработал 19 млн. евро. Английский «Сток», который располагается на 30-м месте в рейтинге «Deloitte», имеет 117,6 млн.евро.