Средств, находящихся в распоряжении правительства сейчас, не хватит надолго. До сих пор финансирование АТО происходило за счет средств профильных министерств, в расходах которых АТО не было предусмотрено, пишет Руслан Демчак, заместитель Председателя Совета Федерации работодателей г. Киева.
В предыдущей версии бюджета на 2014 год, обновленной в марте, на нужды Министерства обороны было заложено 15,2 млрд грн. В частности 11,7 млрд грн непосредственно на обеспечение вооруженных сил и еще 1,1 млрд грн на медицинское лечение военных. С начала июля финансирования АТО начали использоваться средства резервного фонда, который формируется на случай различных форс—мажоров — природных катастроф, а также, после расширения перечня этих непредсказуемых событий в марте, и на повышение обороноспособности государства. В утвержденном в марте бюджете в резервный фонд выделили 8,9 млрд грн. И, по данным Минфина, на конец июля в фонде осталось лишь около 520 млн грн. Этого достаточно лишь на неделю проведение АТО.
Объем целевого финансирования также оставляет желать лучшего. За более чем два месяца от размещения казначейских обязательств «Военные» по состоянию на 24 июля собрано лишь 38 млн грн от запланированных 100 млн грн. А в результате дебютного размещения «военных облигаций» (двухлетних облигаций внутреннего государственного займа) 31 июля, которые Минфин обещает размещать еженедельно, получено лишь 50 млн грн от запланированных 1 млрд грн. Собранных от размещения государственного долга средств хватит пока только на полтора дня финансирования АТО. Благотворительные пожертвования от юридических и физических лиц, с апреля разрешили частное финансирование армии, составили, по данным Минобороны на 31 июля, 139 600 000 грн. Этого хватит еще на два дня проведения АТО. Таким образом безоговорочным источником финансирования АТО является государственный бюджет Украины. А все другие источники выполняют больше морально—патриотическую функцию.
Неотложность внесения изменений в бюджет, а также в Налоговый кодекс, была связана со стоимостным финансированием антитеррористической операции. По оценкам Министерства финансов, АТО обходится бюджету в 1,5 млрд грн ежемесячно, а по оценкам президента Петра Порошенко ежедневные расходы на АТО составляют 70 млн грн.
В связи с подобной нехваткой средств на дальнейшее освобождение Востока страны от сепаратистов правительство предложило изменениями в бюджет увеличить расходы на оборону на проведение АТО на 9,1 млрд грн. Кроме того, оно рекомендовало повысить финансирование расходов на размещение переселенцев из АР Крым и районов проведения АТО, а также восстановление объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и т.д.), разрушенных во время военных действий. С учетом финансирования АТО эти расходы составят 16,9 млрд грн и должны быть направлены в резервный фонд, который в результате возрастет до 25,9 млрд грн.
В результате принятия парламентом соответствующих изменений в госбюджет в четверг, объем военного финансирования в Украине вырос до почти исторически максимального объема. 9 100 000 000 грн на АТО отвечают около 0,6% ВВП. Вместе с обновленными бюджетными расходами на Минобороны, Министерство внутренних дел, Службу безопасности Украины, Главное управление разведки Минобороны, Службу внешней разведки и Государственную пограничную службу, расходы на оборону государства достигли 53,2 млрд грн или 3,5% ожидаемого ВВП. На таком уровне обороноспособность страны финансировалась лишь в 90—х, после чего, по данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI), в 2001-2007 гг. эти расходы сократились в среднем до 2,7% ВВП.
Кроме того, Кабмин предусмотрел и возможность дальнейшего наращивания расходов на оборону. В изменениях в госбюджет предлагается установить, что в случае введения военного положения в 2014 правительство с одобрения президента сможет принять решение о сокращении расходов госбюджета и направление высвобожденных средств в резервный фонд. Оттуда эти средства будут черпать на свои нужды Вооруженные силы Украины и другие военные формирования. При этом предлагается разрешить Кабмину устанавливать прожиточный минимум, минимальную заработную плату, размеры соцпомощи малообеспеченным семьям, платы за питание детей в детских садах, другие социальные стандарты и гарантии в зависимости от наличия финансовых ресурсов в госбюджете и бюджете Пенсионного фонда. Это означает, что правительство сможет собственноручно устанавливать необходимый уровень социальных стандартов для сокращения социальных расходов. Также правительство предложило освободить из-под действия закона о государственных закупках те закупки, которые будут осуществляться на военные нужды в случае введения военного положения. Это сделано для ускорения процесса государственных закупок, что обезопасить страну от повторения ситуации с госзакупками 28 тыс. Бронежилетов, которая была приостановлена за жалобы одной компании в Антимонопольный комитет.
Надеемся, что в Украине не будет введено военное положение, и государство не будет соответственно уменьшать социальные стандарты, которые и так на грани физического выживания. А это зависит от скорейшего успешного окончания АТО.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.