Крушение самолета Ту-154 над Черным морем вблизи Сочи могло быть спровоцировано «иллюзорным состоянием пилота» — потерей ориентировки в пространстве. Такую версию обнародовало издание «Коммерсантъ».
Через 60 секунд после начала полета лайнер двигался со скоростью 360–370 километров в час, находясь на высоте 250 метров, после этого пилот прекратил набирать высоту. Восемь секунд самолет снижался, заложив за это время вираж влево, из-за чего при падении крылья Ту-154 располагались под углом 55 градусов к горизонту.
«Пикирование проходило при абсолютном молчании в кабине – лишь на девятой секунде сидящий сзади летчиков штурман произнес: «Командир, мы падаем»», – отметило издание.
Эксперты подчеркнули, что на предупреждение штурмана пилоты не отреагировали, так как параметрический самописец Ту-154 не зафиксировал движения штурвалов «на себя».
Поведение пилотов, по информации газеты, объяснили спецификой ночного вылета: «После отрыва от хорошо освещенной и размеченной полосы ты пересекаешь также подсвеченную береговую линию и сразу попадаешь как будто в черную дыру».
Как пояснили специалисты, после того, как из поля зрения пилота пропадают ориентиры, его «инстинкт самосохранения» подталкивает ориентироваться не на показания приборов, а на «команды своего вестибулярного аппарата».
«В таком состоянии правильно оценить положение самолета в пространстве пилот не может, поскольку, как говорят в авиации, оказывается во власти собственных иллюзий», – пояснил «Коммерсантъ».
Об иллюзорном состоянии пилота свидетельствуют также показатели крена Ту-154 в последние секунды полета. Его график оказался «дрожащим», что подтверждает версию о руководстве пилота не показателями приборов, а командам своего вестибулярного аппарата.
При этом некоторые эксперты объяснили эти показатели неисправностью системы регистрации параметров. Против данной версии также свидетельствует неисследованная роль второго пилота – Александра Ровенского, так как «у двух пилотов сразу иллюзии возникнуть не могли».
Эта версия появилась у следствия после реконструкции специалистами последнего полета Ту-154 по данным самописцев. Эксперты установили, что через несколько секунд после вылета из аэродрома Адлера в Сирию второй пилот Александр Ровенский убрал шасси, о чем сообщил командиру Роману Волкову. Далее он скомандовал убрать выпущенные закрылки. Как подчеркнула газета, «с ними тоже не возникло никаких проблем».
По мнению специалистов, фразу «закрылки, с**к» Волков произнес не из-за неисправности рулей, а, возможно, из-за того, что он запоздал с командой и на уборку и «эмоционально укорил сам себя».