Иран, как и Украина является членом ICAO (Международная организация гражданской авиации), поэтому обязан провести независимое расследование авиакатастрофы самолета МАУ в Тегеране. О том, как будет проходить расследование, кто обеспечит его независимость и какие компенсации должны выплатить родственникам погибших, пишет адвокат Андрей Гук в Facebook.
Расследование катастрофы
В соответствии с положением 13 к Чикагской конвенции, Иран является членом ICAO и как страна, на территории которой произошла авиакатастрофа, обязан организовать расследование происшествия. Орган расследования — организация гражданской авиации Исламской Республики Иран (аналог украинской Госавиаслужбы). Образованная организацией комиссия должна включать представителей компании-производителя (в данном случае Boeing), эксплуатанта (Международные авиалинии Украины), страну эксплуатанта и других независимых экспертов.
Обычно комиссия создается в день, когда произошла авиакатастрофа, или на второй день. Расследование катастрофы должно быть независимым и происходить по стандартам ICAO.
«Необеспечение независимого и надлежащего расследования было бы серьезным нарушением со стороны Ирана, что может иметь негативные последствия для международного воздушного сообщения этого государства», — пояснил Гук.
Он обнародовал статистику результатов последнего аудита ICAO, который проводился в 2018 году. Степень соответствия стандартам расследований авиационных происшествий более 84%. Этот показатель выше среднего в мире и намного выше, чем показатель Украины.
Результаты расследования и возможные причины
Гук объясняет, что предварительные результаты расследования должны быть опубликованы не позже, чем на протяжении года. Как минимум, должен быть опубликован предварительный отчет комиссии в первые месяцы работы. Поэтому рекомендуется воздержаться от любимых домыслов до публикации отчета.
Впрочем, длительность расследования зависит от работы комиссии. Отчет, как предварительный, так и окончательный, может быть обнародован раньше.
Несмотря на это, эксперты и авиакомпании уже выдвигают некоторые версии произошедшего. В МАУ заявили, что самолет проходил обслуживание перед вылетом, а на борту был опытный и усиленный экипаж. В связи с этим в авиакомпании считают версию об ошибке пилотов маловероятной.
Помимо этого, известно, что «Боинг» был достаточно новым. Его получили четыре года назад с завода производителя.
Запрет полетов
Принять решение о закрытии воздушного пространства может только само государство. В настоящее время небо над Ираном открыто для полетов. Однако другие страны могут запретить своим авиакомпаниям летать над территорией данной страны, к тому же учитывая напряженную ситуацию в Иране.
Также авиаперевозчики могут сами принять решение о приостановке полетов в целях безопасности.
Может ли Иран делегировать расследование?
Иран имеет право делегировать расследование авиакатастрофы другой стране. Такое решение может быть обеспечено соответствующим политическим решением. Например, так сделала Украина в случае с авиакатастрофой «Боинга» малайзийских авиалиний МН17 в небе над Донбассом. Это было связано с тем, что большинство погибших были гражданами Нидерландов.
Однако такая практика редкость, а учитывая количество погибших иранцев Иран, вероятно, не воспользуется таким правом.
Компенсации семьям погибших
Монреальская конвенция предусматривает, что авиакомпания обязана выплатить предварительный платеж родственникам погибших пассажиров и членов экипажа. В Украине такой платеж составляет 525 тыс. 760 грн семье каждого погибшего. Эта сумма должна быть выплачена после установления личности пассажира и его родственников.
Гук подчеркивает, что компенсация не свидетельствует о вине авиакомпании. Это лишь правило, предусматривающее, что у родных пассажиров могут возникнуть какие-то экономические затраты.
Компенсации не должны сказаться на операционной деятельности авиакомпании, поскольку они покрываются страховыми выплатами. Если будет установлен виновник катастрофы, то компания имеет право потребовать от него деньги, выплаченные семьям погибших.
Также существует ограниченная ответственность авиакомпании перед родственниками пассажиров в сумме около 8,2 млн. Ограничение будет снято, если будет доказана прямая вина и умысел авиаперевозчика.
Напомним, сегодня утром, 8 января, возле аэропорта в Тегеране разбился украинский самолет Boeing-737 авиакомпании МАУ. На борту было 176 человек, все погибли. Среди погибших есть граждане Украины: два пассажира и девять членов экипажа.
Причина авиакатастрофы устанавливается. В СМИ появилась информация, что самолет мог быть сбит иранской ракетой. В то же время власти Ирана отрицают, что лайнер был сбит ракетой и заявляют о возгорании двигателя.