В 2002 году Федеральная комиссия по энергетике выпустила Постановление No 35/15, утверждающее правила исчисления и применения сборов за услуги по транспортировке груза на ж/д путях федерального значения, или, иными словами, Тарифное руководство No 3.
Наряду со многими услугами вроде хранения или взвешивания груза документ устанавливает в подпункте «сбор за подачу и уборку вагонов» (2.7).
Существует два способа оплаты сборов, что определяется по показателям, взятым за основу:
- Среднее количество вагонов, которые подаются или убираются в день (таблица No 9 — для железнодорожных (далее ЖД) подъездных путей, находящихся в ведении федеральной ЖД, и таблица No 8 – для всех остальных);
- Количество выходов локомотивного состава на ЖД путь (данные в таблице No 10 для дорог в собственности ЖД, для других — данные за выход с учетом оплаты эксплуатации ЖД путями по таблице No 11).
Причем в рамках второго способа тоже возможны определенные расхождения, которые возникают на основании договора по эксплуатации ЖД подъездных путей.
Для вычисления тарифа оплаты необходимо также знать, каково расстояние подачи и уборки вагонов (от места примыкания ЖД путей до ЖД станции, от выходной ветки ЖД станции до ветки общего пользования).
Если договором установлено, что на всем пути несколько мест загрузки и разгрузки вагонов, то расстояние подачи исчисляется как средневзвешенное и зависит от числа убранных вагонов вместе с поданными для каждой точки.
Например: существует 3 пункта подачи и уборки вагонов, расстояние подачи в оба конца (10 километров до первого пункта, 5 километров до второго и 13 километров до третьего). Среднее количество убранных и поданных вагонов за сутки на этих пунктах равняется 10, 15 и 25 соответственно.
Определяется среднее за сутки число вагонов на каждый пункт:
10 километров * 10 вагонов (первый пункт) + 5 километров * 15 вагонов (второй пункт) + 13 километров * 25 вагонов = 500 вагонокилометров.
Для того, чтобы вычислить средневзвешенное расстояние транспортировки, необходимо количество вагонокилометров разделить на полученное ранее среднее число в сутки поданных и убранных вагонов, которое вычисляется элементарно:
10 вагонов + 15 вагонов + 25 вагонов = 50 вагонов.
Итоговое средневзвешенное расстояние получается таким:
500 вагонокилометров / 50 вагонов = 10 километров.
Далее определяется расстояние между пунктами погрузки и разгрузки, принадлежат ли они единой группе согласно таблицам No 8 и No 9. Если ответ утвердительный, то расстояния можно сгруппировать.
Остается только высчитать ставку.
Определим по таблице No 11 суммарное количество вагонов за единичный выход. Как указано в примере, это число превосходит 10, значит необходима третья строка таблицы. Расстояние по условию равно 10 километрам, поэтому нужен столбец таблицы «Свыше 9 до 10».
На пересечении нужных строки и столбца будет значение ставки. Ставка по сборам за выход локомотивного состава на ЖД пути с учетом расстояния в оба конца равна 1 399,9 рублей.
Если в эксплуатируемом участке ЖД длина подъездного пути была бы развернута менее чем на 0,5 километров, то в такой ситуации сборы за использование путей исчисляются из подсчета ставок сбора за дистанцию до половины километра соответственно сотням метров. Причем неполные 100 метров считается как сотня.
Необходимо отметить, что ставки сборов за подачу вагонов и ставки сборов за уборку вагонов могут варьироваться от 360,4 рублей на самые короткие дистанции до половины километра и состава менее 5 вагонов до 4 566,7 рублей при развернутой длине подъездного пути. В последнем случае по системе тарифов количество вагонов в составе не учитывается.