Андрей Зубов, историк
Конфликт между Московской и Константинопольской Церквями в связи с автокефалией Украинской Церкви углубляется со дня на день. На мой взгляд, совершенно очевидно, что нынешняя практика Православия безусловно предполагает автокефальную Церковь в независимой стране с преимущественно православным населением. На Кипре православные говорят по-гречески, но это — независимая республика и потому она имеет автокефальную церковь. По-гречески говорят православные в Константинополе, на Крите, на Самосе, в Афинах, здесь на Корфу.
Но церкви в Элладе и в Константинополе автокефальны. И даже часть Греции — Крит, Самос, Афон входят не в Элладскую Церковь, а во Вселенский Патриархат.
И там были конфликты, это правда. Но они все преодолены и во взаимном общении грекоязычных Церквей главенствует, как это и указывали апостолы — любовь и взаимное уважение.
Теперь этот искус пришел в восточно-славянский мир России, Украины и Белоруссии. И надо его решить также любовью, с полным признанием права каждого национального православного сообщества иметь свою автокефальную Церковь. И править службу на своем языке или на церковно-славянском по желанию той или иной церковной общины. Наступило это время.
Противиться ему — совершенно бесперспективно политически и совершенно пагубно духовно. Ибо это борьба против любви, то есть злоба, которая накрепко закрывает врата в Рай.
Но, почти безусловно, и в Украине и в Белоруссии найдутся и общины, и монастыри, которые захотят остаться под Московским Патриархом. Как быть? — и здесь надо применить тот же универсальный принцип любви, тем более, он многократно испытан церковной практикой. Пусть эти общины и монастыри остаются в той юрисдикции, в какой сами желают, но в братском общении с общинами иных православных церквей. Пусть этнический национализм и близко не подходит к их отношениям.
Так сложилось в Америке. Там замечательные люди, о.Александр Шмеман, о.Леонид Кишковский, о.Фома Хопко создали Американскую автокефальную Церковь. Константинополь ее не признал, так как полагает, что все общины вне территории православных стран должны подчиняться ему.
Весьма спорная, надо сказать, претензия. Но, не признавая американской автокефалии, Константинополь не прерывает молитвенное общение и де факто признает и автокефальную церковь и диоцезы многих национальных церквей в США — болгарские, румынские, сербские. В Эстонии, после короткого конфликта, Московская и Вселенская патриархии пришли к единственно верному решению — пусть каждая община и каждый монастырь сам определяет свою юрисдикцию.
И такое решение — совсем не политический приём. Это, на самом деле, явление полноты любви и доверия к человеку, которое среди своих братьев и сестер утвердил сам Господь Иисус Христос. Он доверял ученикам, умолил Отца даровать им Духа Святого в таинстве Пятидесятницы и потому верил, что они смогут отличить правый путь от ложной дороги. Да, было много ошибок, но Церковь стоит и ныне, и врата (сообщество) ада не могут одолеть ее, хотя и очень стараются.
И сила стояния в правде — как раз любовь. Отходим мы на шаг от любви, и Церковь превращается в сатанинскую карикатуру. Возвращаемся с покаянием в любовь и доверие к ближнему — и чудесно вчерашняя иссушенная пустыня наших душ процветает великолепными растениями Рая.
Не манипуляция людьми, а помощь им и уважение их выбором — вот путь любви и это — путь Церкви.
Если церковные администрации Константинополя и Москвы найдут в себе вновь силы доверить самим христианам определять кого им хочется поминать как великого господина и отца — они победят лукавого. А если будут понуждать словесных овец против их воли и стращать друг друга — то будут повержены тем, кому ненавистна наша богоподобная свобода и кто ниспал с неба из-за этой ненависти.