«Убить» рынок в Зайцево

Гуманитарно-логистический центр «Зайцево», с таким пафосом открытый 28 августа между блокпостом «Майорск» и контрольным пунктом въезда-выезда «Зайцево», сегодня пустует. Тут всего несколько палаток с товарами и единицы покупателей за день. Почему? Раздраженные,  замерзшие продавцы нам посоветовали выяснять это не у них, а на блокпосту «Майорск», где стоят километровые очереди машин и тысячи пассажиров пытаются попасть на автобус «Майорск-Артемовск», чтоб въехать на контролируемую Украиной территорию.

Что происходит? Почему тысячи людей стоят за линией разграничения, а центр, созданный специально для их обслуживания, не выполняет свои функции? Мы попытались разобраться. Но для начала немного предыстории.

К июню этого года так называемая контрабанда украинских товаров на неконтролируемые Украиной территории Донецкой и Луганской областей обрела такие масштабы, что закрывать глаза на ситуацию и дальше в Киеве просто не могли. В нехитрых (и хитрых) контрабандных схемах были замешаны представители всех ведомств, принимающих участие в АТО, – пограничники, фискалы, военные, СБУ, Нацгвардия, МВД. Главная опасность «контрабаса» состояла даже не в нарушении закона. Чего уж там, злоупотребления и правонарушения существовали и существуют вдоль всей административной границы Украины – живем же как-то. Контрабанда на неподконтрольные территории опасна тем, что у наших военнослужащих и правоохранителей появляются общие бизнес-интересы с представителями Л/ДНР. Общий бизнес, общие схемы, постоянный контакт… Дальше: «слив» информации «партнерам» и «договорняки».

В конце июня в Администрации Президента взялись решительными мерами препятствовать контрабандным схемам в АТО. Было решено создать межведомственные мобильные группы, ограничить передвижение грузового транспорта между первой и второй линиями обороны и создать гуманитарно-логистические центры вблизи «нулевых» блокпостов. Это решение спустилось до областных госадминистраций, и уже 9 июля глава Донецкой гражданско-военной администрации Павел Жебривский издает указ №312, согласно которому основная роль по созданию гуманитарно-логистического центра между Майорском и Зайцево отводилась Коммунальному предприятию «Автотранспортное предприятие», учредителем которого является Донецкая ГВА. Именно КП «АТП» должно было организовать площадку для торговли, собственно торговлю и перевозку покупателей. Гуманитарно-логистический центр по задумке решал несколько задач одновременно: разрешить продовольственный кризис на неподконтрольных территориях, разгрузить КПВВ «Зайцево» от «продовольственных туристов», из-за огромного количества которых создавались пробки, и ограничить контрабандные потоки. Директором КП «АТП» был назначен херсонский предприниматель, активист Майдана и БПП Андрей Катышев.

Ударными темпами площадка для логистического центра была построена. Как утверждает Андрей Катышев, на строительство двух центров (еще один недавно был открыт вблизи Волновахи) из бюджета Донецкой области было выделено 2 млн. грн. 28 августа состоялось официальное открытие гуманитарно-логистического центра «Зайцево».

12212551_1029599133738908_1566967209_n

В первые недели тут действительно было много покупателей, возле палаток стояли очереди. Невысокие цены (на уровне Артемовска, куда раньше ездили «продтуристы») и возможность не стоять в очереди на КПВВ привлекала людей не только из Горловки, но из Донецка, Макеевки, Дебальцево. Автобусы с майорского блокпоста ходили до КПВВ, останавливаясь возле логистического центра. Кому нужно было дальше в Артемовск – проходили КПВВ и садились на другой автобус.

Казалось бы, редкий случай, когда идея воплощена и работает. Но не прошло и нескольких недель, как ситуация вернулась на круги своя.

Теперь, правда, очереди в сторону Артемовска образовались не на КПВВ, как раньше, а перед блокпостом «Майорск», что довольно странно, ведь основной досмотр и проверку гражданам приходится проходить на следующем пункте – КПВВ «Зайцево». С пассажирскими автобусами ситуация еще хуже. На майорском блокпосту люди сутками стоят в очередях на автобусы в любую погоду, дело доходит до драк и нервных срывов, но количество автобусов не увеличивается.

Монополия «автобусов с вышиванками»

Обслуживает этот маршрут ООО «Аартемовское АТП-11406». Его владельцем, как нам сообщил директор АТП, является сын мера Артемовска Дмитрий Рева. Именно ему принадлежат автобусы, разрисованные вышиванкой, курсирующие между Майорском и Артемовском. «АТП-11406» ранее заключило договора с КП «АТП» на обслуживание двух маршрутов – «Майорск-КПВВ» и «КПВВ-Артемовск», но позже дирекция «АТП-11406» самовольно, без согласования с обладминистрацией объединила эти два маршрута.

«Первоначально между Майорском и КПВВ «Зайцево» автобус артемовского АТП должен был ходить по кругу: забирать людей на Майорске, разгружаться на Зайцево, люди пошли на проверку, а автобус ушел дальше, — рассказывает директор гуманитарно-логистического центра Андрей Катышев. —  Часть людей, которые едут за продуктами, должна была выходить возле логистического центра, но там водители не останавливались. А потом, не знаю, почему, этот маршрут объединили. Теперь автобус час простаивает на КПВВ, а у АТП не хватает автобусов для перевозки всех желающих».

12202517_1029600993738722_178067182_n

Интересно, что к обслуживанию этих маршрутов не были допущены другие перевозчики. «Это стандартная ситуация для нашего города. У нас все условия создаются только для одного перевозчика – «АТП-11406», — утверждает Дмитрий Кононец, владелец артемовского транспортного предприятия «Монолит-Логистик ЛТД» и показывает пачки документов и отписок исполкома, согласно которым миллионные компенсации по льготным перевозкам перечислены предприятию Дмитрия Ревы. По словам Кононца, еще в августе на маршруте «Майорск — Артемовск» работал мелкий перевозчик, который возил пассажиров до въезда в Артемовск. Но перед открытием КПВВ горисполком договор с перевозчиком расторг, а на въезде в город появился мобильный патруль пограничников, который не пропускал ни таксистов, ни других перевозчиков, кроме «АТП-11406». На вопрос, почему не пропускаете, пограничники отвечали: «Приказ мера».

https://www.youtube.com/watch?v=lhLoE9ROX74

Выяснить, почему перевозки были поручены только одному предприятию и почему именно «АТП-11406», нам не удалось, официальные лица в обладминистрации только пожимают плечами. Источник, пожелавший остаться неназванным, предполагает, что это связанно с тем, что мер Артемовска Алексей Рева частично финансировал строительство КПВВ «Зайцево». Неплохой бартер, правда?

По самым скромным подсчетам маршрут «Майорск – Артемовск» зарабатывает в день 150 тысяч гривен, — подсчитали артемовские перевозчики. А сейчас прибыль «АТП-11406» выросла, минимум, в полтора раза, так как пока этот текст готовился к печати, стоимость проезда выросла с 30 до 50 грн.

Выгодные пробки

В связи с прекращением боевых действий пассажиропоток в обе стороны действительно увеличился. Тем не менее, люди, стоящие в бесконечной очереди, утверждают, что пробки на блокпосту «Майорск» создаются искусственно.

Мы понаблюдали за работой пограничников. С КПВВ «Зайцево» на «Майорск» поступает команда: пропустить десять машин. Проверка одной машины на БП «Майорск» занимает не больше тридцати секунд – предъявление пропусков, проверка по базе СБУ, проверка груза предстоит пассажирам на КПВВ «Зайцево». За пять минут пограничники на «Майорске» пропускают десять машин. Следующие 30-40 минут очередь стоит.

«Когда основная очередь была перед КПВВ «Зайцево», люди ехали на рынок (гуманитарно-логистический центр – Ред.). Они не хотели выстаивать две очереди, поэтому рынок и создавался. Сейчас, когда очередь стоит перед БП «Майорск», логистический центр теряет свой смысл. Если основная очередь пройдена, можно ехать и в Артемовск», — говорит Андрей Катышев.

Кроме того, Антитеррористический центр АТО так и не принял решение о разрешении жителям оккупированных территорий въезжать на рынок без электронного пропуска, как это планировалось изначально. Банкоматы «Ощадбанка» на территории центра не работают, нотариуса там нет.

«В постановлении написано, что на оккупированную территорию можно провести 50 кг товара либо на 5 тыс. грн. На сегодняшний день 50 кг картошки – 250 грн. Для того, чтоб доехать сюда из Горловки, нужно потратить 100 грн. Кто поедет за такой картошкой? — удивляется Андрей Катышев. – Нужно увеличить сумму, разрешенную на покупки и убрать ограничение по массе».

Но наш источник в администрации утверждает, что увеличение объемов товаров, разрешенных ко ввозу на оккупированную территорию, обязательно встретит сопротивление у пограничников, так как это будет серьезным ударом по контрабанде. Кроме того, в простаивании рынка заинтересованы и артемовские владельцы магазинов, так как продуктовый туризм из оккупированных территорий на сегодня приносит им миллионную прибыль.

«Практически весь более менее заметный бизнес в Артемовске, так или иначе завязан на Реву, — утверждает артемовский бизнесмен, находящийся в оппозиции к меру, Дмитрий Кононец. – Есть мелкие магазинчики, но их мало. Практически нет».

«Конечно, мы знаем о пробках и требуем от наших сотрудников, чтоб они по возможности ускоряли процесс пересечения линии разграничения нашими гражданами, — сказал в комментарии советник главы Госпогранслужбы Олег Слободян. — У нас на сегодняшний день нет информации о каком-то препятствовании, но если такие факты имеют место, мы обязательно разберемся».

Ситуацией вокруг перевозок с БП «Майорск» до Артемовска недавно заинтересовался и глава ГВА Павел Жебривский. Он поручил провести конкурс на обслуживание этого маршрута. Первый зам Жебривского Евгений Вилинский говорит, что проведение конкурса предусматривает последующее заключение договора с выигравшим предприятием на три-пять лет, а в администрации все-таки надеются, что потребность и в блокпостах, и в гуманитарно-логистическом центре отпадет намного раньше. Тем не менее, такой конкурс обладминистрация сможет провести не раньше начала следующего года.

Ольга Решетилова

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.