Кто воспринимает Украину в качестве морского государства? Думаю, только люди, живущие в приморской местности. Обидно, потому что наше государство имеет славную морскую историю. Такую, которую не стыдно рассказать английскому яхтсмену, или итальянскому капитану.
Новейшая история
За этим событием наблюдал весь мир — более чем полтора миллиарда зрителей из Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и, конечно же, Европы. И только родина не знает своих пророков, которых почтил принц Эндрю — сын королевы Елизаветы.
Итак, когда Украина стала достойным европейской семьи государством? В 2015 году? Или в 2013-ом, в 2004-ом? При каком президенте, при котором премьер-министре, при котором министре иностранных дел?.. Дело не в политиках, их заявлениях, визитах, договоренностях, встречах. Дело в поступках простых украинцев.
Некоторые из них никому до сих пор не известны, о некоторых говорили по всей стране и за ее пределами. Например, Украина культурная — это картины художника Александра Ройтбурда, Украина популярная — это победа на Евровидении певицы Джамалы, украинская свобода слова — деятельность коллектива «Украинской правды» под руководством журналиста Георгия Гонгадзе, Украина спортивная — братья Кличко. Не стану спорить. А еще Украина морская и Украина океанская — это Евгений Платон и его проект «Гетман Сагайдачный», принявший участие в кругосветной гонке.
Для нашей страны такие масштабные проекты, безусловно, нужны. Прежде всего для привлечения иностранных инвестиций, и конечно, для улучшения имиджа, который то и дело портит украинский политикум. Представьте, какую рекламу отечественному производителю может сделать вот такое участие украинской яхты Volvo Ocean Race — буквально на весь мир. Я уже не говорю о том, что украинский производитель может подписать контракт на производство яхт и катеров разных типов. Владельцы яхт — очень состоятельные люди, но то, что войти в их круг сможет далеко не каждый — неправда. Нужно знать, где вход. И не стоит думать, что у нас нет необходимых мощностей, а наш тяжпром способен сотрудничать с одной лишь Россией. Яркий пример — сотрудничество «Антонова» с индийской компанией Reliance Defence Limited.
Задолго до Кличко…
Мы привыкли, что Украина спортивная — это братья Кличко, Анна Бессонова, Яна Клочкова, Андрей Шевченко, сестры Семеренко, Денис Силантьев, Ольга Харлан… Но об украинских яхтсменах не знает почти никто. Таких, которые покорили не только Черное море, а четыре океана — Атлантический, Индийский, Тихий, Южный — и принимали участие в самых популярных океанских гонках. Произошло это событие в 1993 году. Путешествие длилось 9 месяцев и завершилась почетным седьмым местом (из 15-ти участников).
Все это случилось в докличковскую эру — эру Платона. Тогда об украинском тезке древнегреческого философа говорили на всех континентах и, прежде всего, в Европе. В 1993- 1994 годах спортивную Украину знали во всем мире благодаря яхтсмену Евгению Платону и его команде океанской гоночной яхты «Гетман Сагайдачный«. Эта лодка принимала участие в кругосветных гонках Whitbread Round the World Race (сейчас соревнования имеют другое название — Volvo Ocean Race).
Чтобы объяснить широкой публике, скажу — Volvo Ocean Race, это для яхтсменов то же, что для водителей всех видов и уровней «Формула 1». Яхту, так же как и болид, специально строят для гонок. Это не катер для прогулок под черноморским бризом. Это настоящая морская ракета — легкая, с мощными парусами, умной электроникой и красивыми парнями-гонщиками-летчиками-космонавтами на борту. Назовите их как вам заблагорассудится, но гонки на яхтах можно сравнить не то чтобы с «Формулой 1», а даже с полетом в космос — настолько серьезно подходят к приготовлениям. Над лодкой работает большое количество специалистов, а чертежи разрабатывает целое конструкторское бюро. Более 200 экспертов имеют одну цель — построить и доставить к месту спуска на воду гоночную яхту. Яхтсмены готовятся так же, как и пилоты к «Формуле» и космонавты к выходу на орбиту земного шара.
Первый украинский болид
… В течение 1989-1990 годов, наглотавшись соленой воды, адреналина и советского контроля, один из участников гонки Whitbread Round the World Race, который шел под красным флагом СССР, узнал, что СССР уже не существует. Приняв во внимание этот радостный факт Евгений Платон вернулся в Киев из Южной Америки и решил сделать украинский гоночный проект. Дело в том, что советский номенклатурщики снял его с соревнований за плохое поведение — распространение «нехороших новостей», и Евгению не пришлось преодолевать два последних этапа. Досадно. Но грустить он не стал. Нашел в Киеве спонсоров, в Харькове — мастеров авиационного дела, в США — дизайнера.
Матрицу и саму гоночную лодку создали на Харьковском авиационном заводе.
Казаки в «Формуле 1»
Когда яхта была построена, ее на трейлере доставили в Запорожье, где назвали «Гетманом Сагайдачным» и торжественно спустили на воду в сопровождении войска запорожского под аплодисменты горожан и вспышки фейерверков. Преодолев днепровские пороги, как и положено яхтсменам-казакам, команда дошла до Черного моря и взяла курс к берегам Англии, где должен был состояться старт гонки. Тренироваться, учиться слаженно работать в вахте приходилось во время вот именно этого путешествия, а соревновались наши с самыми опытными яхтсменами планеты. И то, что «Гетьман» занял седьмое место — большая заслуга команды и, конечно же, Платона.
Туманный Альбион радушно встретил украинскую лодку с сине-желтым спинакером — сотни тысяч болельщиков, толпа журналистов, первые полосы в газетах, ежечасные новости по радио и передачи на ТВ. Там, в Саутгемптоне, гетманцы были настоящими звездами, устроив шоу с казаками на лошадях и стреляя из пушки. Думаю, запомнили этот перфоманс англичане надолго.
Во время интервью в шкипера Евгения Платона много спрашивали о вновь образовавшемся государстве, о его пути развития, о преодолении пути к демократичности, о самоидентификации украинцев как нации. Не исключаю, что именно тогда европейцы начали всерьез воспринимать наше государство, идентифицировали его и отличили наконец от «совиет юнион» и «Раша» — открыли для себя, нашли на карте.
Покорить мир
В 1994 году в Саутгемптоне принц Эндрю, герцог Йоркский, пожал Евгению Платону руку и выразил желание увидеть украинскую команду на следующих соревнованиях через четыре года. Так завершились гонки Whitbread Round the World Race. Так начался путь новой Украины в неизвестный для нее мир спорта, мировой политики, демократии…
А сегодня украинскому производителю важно не просто выйти на европейский и азиатский рынки, но и завоевать доверие иностранных потребителей за счет высокого качества предлагаемых товаров/услуг. А как выйти на рынок, если о тебе никто не знает? Проплатить рекламу в иностранных СМИ? Да, можно, но боюсь, что бюджет понадобится просто безразмерный. Плюс траты на изучение рынка, маркетинговые кампании, пиар-акции… Накладно и слишком долго. Есть путь намного короче, дешевле и действеннее — полтора миллиарда человек во всем мире узнают об украинских брендах водночасье и будут получать о них информацию в течение 9-ти месяцев, пока идет соревнование.
Заявление Украины миру о том, что она морская страна — стратегически важный шаг к развитию ее экономики.
Фото из архива Евгения Платона