Украинская проблема России. Кризис системы ценностей

Украинская проблема была и остается главной проблемой современной России потому, что «великий лидер» России так и не смог сделать главного. За время его правления Россия не сделала ничего, чтобы вернуть себе статус геополитического субъекта в сфере идеологии. Наоборот, Россия окончательно утратила роль геополитической цивилизации, поскольку даже не попыталась обосновать новую непротиворечивую ценностную базу, которую бы могла декларировать и защищать. Такую ценностную базу как православие в Российской империи, коммунизм в СССР или права человека, как на западе.

Читайте также: АТО имеет три фазы — очистить, удержать, восстановить, — генерал Крутов.

В России сейчас пытаются защищать победителей фашизма (культ предков), русскоязычных (неуниверсальная ценность), права человека (но не как на западе: в России особые права человека). Трансляция и воплощение подобных неуниверсальных идеалов в том же ритме и с теми же акцентами, что и былая трансляция общечеловеческих постулатов не только убого выглядит, но и на деле воплощается как грубая подделка под реальность. Недоношенные дети этого проекта — это и непризнанные государства, жители которых не имеют почти никаких прав за пределами своих территориальных недоразумений, и убогая концепция «управляемой демократии» — немыслимый абсурд вроде «контролируемой любви» или «тюремной свободы».

Но главный ужас всего этого — искренняя вера многих вполне здравомыслящих людей в особую миссию России. Миссию, которую, во-первых, никто не может сформулировать, и, во-вторых, которая зачастую лежит за пределами самой России.

Украинская революция обнажила перед россиянами и еще одну сложнейшую проблему — кризис идентичности. Дело в том, что великорусское имперское и постсоветское мышление, будучи сформированным на идее о великорусской или триединой славянской идентичности, напрочь отметает саму мысль о возможности существования не только украинского, но даже русского этноса. Имперская идея просто не позволяет научно обосновать существование русских и украинцев.

Так, если считать временем рождения русского этноса 10 век — условное время консолидации русов Киевской Руси, национальная идентичность русских будет сильно размыта, и все национальные силы будут уходить на то, чтобы убедить окружающие народы — украинцев и белорусов в том, что они на самом деле тоже русские. Эта концепция породила безумную идею существования некой древнерусской народности, которая идет в разрез не только с пониманием принципов и времени появления европейских наций, но и со здравым смыслом. Никто в здравом уме ведь не говорит, о древненемецкой народности, из которой появились шведы, немцы и англичане. Говорят о группе германских племен, не более.

Если же временем рождения русского этноса считать 14-15 век — условное время освобождения Московии от Золотой Орды, что примерно совпадает с общеевропейскими аналогиями, придется отказаться от имперской идеи, ведь очевидно, что народ Волго-Окского междуречья, где зародился пусский этнос, не может быть народом Киевской Руси в узком смысле (Киев, Чернигов, Переяслав-Хмельницкий) и претендовать на Русь может не больше, а даже меньше украинцев и белорусов.

Если же говорить об украинском этносе, то две наиболее популярные концепции зарождения украинского этноса — в 12 веке (консолидация этнической общности юго-западной Руси — Киев, Чернигов и Галицко-Волынское княжество) и в 15 веке (формирование этнической общности русин в Великом княжестве Литовском, позже изменившей — для сохранения идентичности — свое название на «украинцы») в целом отражают общеевропейское понимание этногенеза.

Именно эти причины объясняют страх, который питает Россия перед украинской евроинтеграцией, а рост национального самосознания объявляет фашизмом. Наличие самостоятельной и самодостаточной Украины вынудит россиян пересмотреть базовые установки имперского мышления и национальной самоидентификации, что на уровне такого крупного государства сделать очень непросто. При этом очевидно, что решить эту проблему можно, по крайней мере, двумя способами: или сформулировать новую имперскую парадигму на базе универсальных общечеловеческих ценностей, или вообще отказаться от нее и пойти по пути Украины или, скажем, Турции к восстановлению исторической справедливости в национальном контексте.

Алексей Васильченко

Комментарии

Добавить комментарий

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.