Владимир Фесенко, политолог, директор Центра политических исследований «Пента»
2019‑й в Украине пройдет под знаком выборов. Причем первое полугодие определит логика борьбы за пост президента, а во втором страна окунется в водоворот парламентской гонки. Лихорадка выборов обусловит высокий уровень политической турбулентности и конфликтности. В результате высока вероятность существенных изменений в руководстве Украины. Вопрос только в том, насколько кардинальными они будут. Об этом пишет автор на сайте «Новое время».
Однозначно прогнозировать победителя в борьбе за пост № 1 слишком опрометчиво. Что можно сказать точно: выборы пройдут в два тура. Ни один из фаворитов не в состоянии победить в первом туре президентских выборов. Это связано с масштабным кризисом доверия к политическим элитам и ведущим политическим лидерам. На выход во второй тур претендуют от пяти до семи потенциальных кандидатов на должность главы государства. И никому не гарантирована победа. Во втором раунде борьбы будет доминировать логика выбора меньшего зла. Возможны несколько сценариев результата президентских выборов:
- победа экс-премьер-министра Юлии Тимошенко, которая накануне старта избирательной кампании лидирует в рейтинговой гонке;
- переизбрание действующего президента Петра Порошенко;
- избрание нестандартного (“неполитического”) кандидата — Святослава Вакарчука или Владимира Зеленского;
- победа экс-министра обороны Анатолия Гриценко;
- политический кризис в ходе выборов либо по результатам первого или второго тура голосования.
Крайне маловероятной кажется возможность победы кандидата из лагеря бывших регионалов, хотя он и может выйти во второй тур. Около 5 млн избирателей, ранее голосовавших за Виктора Януковича и Партию регионов, остались в 2014‑м на оккупированных территориях Крыма и Донбасса. Без этих избирателей вряд ли состоится реванш антимайданных и пророссийских сил на президентских и парламентских выборах.
Тот или иной сценарий завершения президентских выборов возможен в зависимости от сочетания ряда различных обстоятельств (степень эффективности избирательной кампании каждого из фаворитов, колебания настроений избирателей, конфигурация второго тура, форс-мажорные и непредвиденные ситуации в ходе выборов). Как показала история с введением военного положения в конце ноября 2018‑го, могут произойти и неожиданные события и разнообразные “черные лебеди”.
Выжидание и вражда
В связи с глубоким кризисом доверия к политическим элитам новый глава государства с самого начала будет опираться на поддержку меньшинства граждан страны. Остальные либо займут выжидательную позицию, либо будут к нему враждебны. Весьма вероятны попытки протестных акций как в ходе избирательной кампании, так и по результатам первого и второго туров выборов. Какие для этого понадобятся условия? Например, если вдруг попытаются снять с выборов кого‑то из фаворитов. Еще один возможный сценарий — протестная акция сторонников оппозиционного кандидата, оказавшегося на третьем или даже четвертом месте с минимальным отрывом (менее 1%) от кандидата, занявшего второе место. Также возможны протестные действия со стороны агрессивно настроенных противников Порошенко в случае его победы на выборах. Но если его противником во втором туре будет представитель лагеря бывших регионалов, то вероятность протестной акции представляется не очень высокой. Маловероятен новый большой Майдан. Украинцы сейчас разочарованы во всех политических лидерах и вряд ли массово выйдут на улицу ради поддержки какого‑то одного политика.
Как повлияют результаты президентских выборов на государственную политику и политические процессы в стране?
Если останется нынешний президент, изменения будут, но не принципиальные, скорее тактического характера. В случае избрания на пост президента Украины Юлии Тимошенко или Анатолия Гриценко нас ожидают более существенные перемены, но преимущественно во внутренней и кадровой политике и в стилистике управления. Если Юлия Тимошенко попытается реализовать свой сценарий утверждения новой Конституции на всеукраинском референдуме и перехода к “канцлерской республике”, это может вызвать организованное сопротивление и всплеск послевыборного политического противостояния. Анатолий Гриценко в случае избрания главой государства может столкнуться с противодействием парламента и по причине слабых позиций в Верховной раде, и в связи с особенностями своего характера. А вот в случае избрания на пост № 1 нестандартного кандидата политические элиты могут подстраховаться и провести конституционную реформу, направленную на ограничение полномочий главы государства и трансформацию политической системы страны в парламентскую республику.
Прозападная ориентация внешней политики Украины почти наверняка сохранится при любых исходах президентских выборов, но ее стилистика и тактика может заметно измениться в зависимости от личности нового президента. Этот фактор существенно повлияет и на переговоры по ситуации на Донбассе. В зависимости от него определит свою переговорную тактику и глава РФ Владимир Путин. Вряд ли стоит ожидать полноценного урегулирования военно-политического конфликта на Донбассе, но при определенных условиях возможны некоторые подвижки либо в вопросе миротворческой миссии ООН в этом регионе, либо более действенные, чем обычно, договоренности о прекращении огня в зоне конфликта.
Нельзя исключать и прямо противоположного сценария — эскалации конфликта на Донбассе, в том числе в связи с ростом военно-политического напряжения в акватории Азовского моря и Керченского пролива. Военные действия на востоке страны могут быть использованы и как инструмент давления России на внутриполитические процессы в Украине и во время выборов, и в межвыборный период. Воздействие РФ также проявится и в других формах — от влияния на поведение избирателей через соцсети до кибератак и различных провокаций с целью дестабилизации внутриполитической ситуации.
Обновление без потрясений
Результаты президентской гонки, а также развитие политической ситуации после выборов главы государства существенно повлияют на ход парламентской избирательной кампании. Сразу у нескольких политических сил мы увидим как объединительные, так и разъединительные процессы. Возможно появление новых партий, претендующих на прохождение в Верховную раду. Парламентские выборы, скорее всего, пройдут по старому избирательному закону. Многие депутаты нынешнего состава (и не только мажоритарщики) уже ведут активную работу в территориальных избирательных округах и будут сопротивляться любым существенным изменениям в системе выборов.
Весьма вероятно, что новый состав парламента окажется более раздробленным в партийном отношении. По данным социологов, пятипроцентный избирательный барьер могут преодолеть семь-восемь политических партий. Обновленный депутатский корпус будет и более поляризованным. В его составе примерно в два раза может увеличиться представительство политических сил, созданных на обломках бывшей Партии регионов. Они не смогут сформировать парламентское большинство, но заметно усилят влияние на законодательные процессы. В связи с этими обстоятельствами будет сложнее создать стабильную и консолидированную коалицию парламентского большинства.
В 2019‑м произойдет смена правительства. Это может случиться и после президентских выборов, если новый глава государства захочет сформировать лояльный к нему Кабинет министров и переформатировать под свои интересы парламентское большинство в нынешней Раде. Ну а новый состав парламента, избранный в конце октября 2019‑го, сформирует и новую коалицию большинства, и новый Кабмин.
Президентские и парламентские выборы несколько отвлекут общественное внимание от деятельности антикоррупционных институтов, но вполне возможно использование некоторых старых или новых антикоррупционных дел в контексте избирательных кампаний. В 2019‑м начнет работу Антикоррупционный суд. Но вряд ли стоит ожидать от него быстрых и революционных результатов — прежде всего по причине процессуальной медлительности украинского правосудия.
Главная задача общества и политических элит — обеспечить нормальный процесс смены (обновления) власти без резкого ослабления государственных структур и чрезмерных потрясений.