Сегодня, 30 сентября в Украине вступил в силу закон №1401-VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», таким образом стартовала судебная реформа.
Отметим, что Верховная Рада приняла закон 2 июня 2016 года, 24 июня его подписал президент Украины. Реформа передаст контроль над третьей властью Высшему совету правосудия, подконтрольному президенту.
До настоящего времени судебная система была четырехуровневой: местный суд – областной суд – высший специализированный суд – Верховный Суд. Теперь будет три уровня: местный суд – апелляционный суд – Верховный Суд. Специализация судопроизводства сохраняется в форме создания в составе Верховного Суда кассационного административного суда, кассационного хозяйственного, кассационного уголовного и кассационного гражданского.
Отметим очевидное упрощение системы. Три уровня вместо четырех – это и сокращение сроков окончательного рассмотрения дел, и экономия ресурсов – государственных и средств тех, кто судится.
Местный суд теперь будет называться окружным (вместо районного, межрайонного, городского). Апелляционные суды создадут в так называемых апелляционных округах, и они будут рассматривать гражданские и уголовные дела. Также в составе апелляционного суда закон позволяет создавать судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел. Верховный Суд, кроме упомянутых кассационных судов, будет иметь Большую Палату. Кроме того, есть еще такое организационное новшество: вне рамок обозначенной трехуровневой судебной системы будут созданы отдельные Высший антикоррупционный суд и Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности. Эти суды будут действовать как суды первой инстанции, а их решение сможет пересматривать только Верховный суд Украины.
До 30 сентября судей назначал Президент и увольняла Верховная Рада по представлению Высшего совета юстиции. Привлечение судей к уголовной ответственности начиналось лишь с момента снятия с них судейской неприкосновенности, на что имела право только Верховная Рада. Теперь весь этот порядок существенно меняется. Во-первых, парламент полностью устраняется от влияния на судейский корпус. Президент издает указ о назначении судьи исключительно на основании представления Высшего совета правосудия, который заменит Высший совет юстиции, причем это назначение является бессрочным, а дальнейшая карьера судьи (увольнение, повышение, перевод, снятие неприкосновенности, временное отстранение) будет зависеть исключительно от решений Высшего совета правосудия, Президент к этому процессу уже будет непричастен. Одно из очевидных преимуществ такого порядка – существенное ускорение рассмотрения вопросов увольнения судей, в том числе за нарушение ими закона. До сих пор мы имели привычную практику, когда у Президента или в парламенте месяцами или, иногда, даже больше года не рассматривают заявления судей об увольнении их с должности или представление Высшего совета юстиции об увольнении судей. Высший совет правосудия очевидно будет делать это быстрее хотя бы потому, что у него не будет, как у парламента, межсессионных каникул и другой, законотворческой работы.
Во-вторых, внедряется система гласного конкурсного отбора кандидатов в судьи. Этим будет заниматься Высшая квалификационная комиссия и созданный при ней Общественный совет добропорядочности, который будет следить за соблюдением судьями и кандидатами в судьи норм профессиональной этики и добропорядочности. Впрочем, выводы Общественного совета будут носить лишь рекомендательный характер. Оценку Высшей квалификационной комиссии должны пройти все судьи, которые сегодня работают. И те, кто назначен Президентом судьей впервые — на пять лет, и те, кто избран на должность Верховной Радой бессрочно. То есть, речь идет о переаттестации.
Главным органом, который окончательно решит все вопросы назначения и увольнения судей, становится Высший совет правосудия. Согласно логике, именно в него должно направлять претензии украинское общество, если недовольно правосудием, и благодарности — если наоборот. Как будет формироваться состав – с 21 (двадцати одного) члена — этого важнейшего органа в новой системе украинского судопроизводства? Десятерых членов избирает Съезд судей — высший орган судейского самоуправления — из числа судей или судей в отставке. Двух – назначает Президент Украины, двух – избирает Верховная Рада Украины, двух – выбирает съезд адвокатов Украины, двух – избирает всеукраинская конференция прокуроров, двух – выбирает съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Еще один член Высшего совета правосудия — Председатель Верховного Суда — входит в его состав по должности.
Срок полномочий избранных (назначенных) членов Высшего совета правосудия — четыре года. Одно и то же лицо не может быть членом Высшего совета правосудия два срока подряд. Разумеется, члены этого совета должны быть вне любой политической деятельности и не могут выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой (кроме Председателя Верховного Суда). С этим придется еще потерпеть. Смена кадров в судейском корпусе и создание новых органов в системе судопроизводства растянуты во времени.
В переходных положениях изменений в Конституцию в части правосудия сказано, к примеру, что избрание членов Высшего совета правосудия, на который, как было сказано, возложены основные функции назначения и увольнения судей, должно быть завершено до 30 апреля 2019 года. А до этого его полномочия осуществляет нынешний Высший совет юстиции, сформированный совсем другим путем. Кстати, сам закон о Высшем совете правосудия еще не принят, Президент лишь подал в парламент проект такого закона 23 сентября. На формирование нового состава Верховного Суда («не более 200» членов, как установил Закон) отведены следующие сроки: за полгода, то есть до 30 марта 2017 года, должны быть избраны не менее 65 судей. Но они сначала лишь будут создавать возможности для функционирования этого органа: сформируют аппарат, распределят обязанности, и тому подобное. И когда будут готовы вершить правосудие – сделают соответствующее объявление. Закон не устанавливает четких сроков, когда должна начаться полноценная работа Верховного Суда.
Также, согласно переходным положениям, еще в течение двух лет Президент будет отвечать за перевод судей на основании решения Высшего Совета правосудия. Также, хотя у Президента забирается право образовывать суды, однако действие этой статьи вступает в силу после внедрения нового административно-территориального устройства, не позднее 31 декабря 2017 года. До этого суды создает, реорганизовывает и ликвидирует Президент.