Несколько месяцев подряд Майдан иностранных дел предупреждает, что цели российской политики в российско-украинской войне не достигнуты. При сопоставлении этого факта с осознанием русскими того, что ресурсы России уменьшаются вследствие падения цен на нефть и экономических санкций, а также того, что Украина пусть и очень медленно, но наращивает оборонную способность, можно прийти к выводу, что указанные обстоятельства должны подтолкнуть РФ к более активным военным действиям в ближайшей перспективе.
В то же время, рискну спрогнозировать, что вероятность полномасштабной войны (с неприкрытым использованием РФ всех видов войск и вооружений) постепенно уменьшается, поскольку такой сценарий значительно затрудняет достижение Путиным возможности покорения Украины с одновременным решением вопросов предотвращения или ослабления санкций и признания со стороны мирового сообщества российских претензий на Крым.
То есть, с моей точки зрения, полномасштабная война хотя и остается одной из опций, рассматриваются Кремлем, все же в меньшей степени будет способствовать легитимизации победы России над Украиной. Такая война также будет более затратной и иметь больше негативных политических и экономических последствий для РФ. Поэтому продолжение ведения войны со стороны РФ гибридными методами представляется более реалистичным.
Активные военные действия РФ в Украине будут иметь целью достижения выгодного положения для последующего мирного урегулирования на российских условиях.
Поэтому такие действия должны иметь в виду достижение одной или нескольким тактических целей — прорыв линии фронта с созданием реальной угрозы в направлении Харькова, Днепропетровска, образование сухопутного коридора для обеспечения Крыма с возможной одновременной имитацией ударов или активного маневрирования со стороны Приднестровья и Беларуси с целью оттянуть ресурсы Вооруженных сил Украины. Как средство дополнительного военного и экономического давления не стоит также исключать возможность диверсионных и террористических атак против стратегической инфрастурктуры, включая морские порты и другую морсую инфраструктуру Украины.
В целом Украина также должна была выходить из того, что пассивная позиция сужает пространство для маневра, как военного, так и дипломатического. При этом следует понимать, что в ближайшее время ни военными средствами, ни через т.н. «мирные переговоры» Украина не сможет восстановить контроль над оккупированными территориями и над всей протяженностью российско-украинской границы.
Как нам представляется, реализация такого подхода может в наиболее общих чертах сводиться к следующему:
- заявление о выходе из процесса «минских договоренностей»,
- принятие решения о предоставлении ряду районов Луганской и Донецкой областей статуса территорий, оккупированных РФ,
- значительное укрепление обороны по линии разграничения с оккупированными территориями Донбасса и вдоль разграничительной линии с Крымом,
- создание высокомобильных резервов из наиболее боеготовых частей, маневрирование этими резервами,
- постоянные огневые ракетно-артиллерийские удары на опережение по местам дислокации и сосредоточения войск противника,
- рейды вглубь его территории,
- активизация деятельности ДРГ с целью уничтожения лидеров ДНР и ЛНР и их российских советников, стратегической инфраструктуры региона,
- по возможности — осторожное продвижение вглубь оккупированных территорий с использованием тактики «малых шагов» и без нанесения вреда общей системе обороны вдоль разграничительной линии.
При этом за счет мобилизации необходимо наращивать оборону вдоль всего украинского—российского и украинского—белорусской границ до того уровня, который сделал бы прорывы ДРГ и резко уменьшил бы угрозу вторжения РФ.
При этом усилия украинской дипломатии и внешней разведки должны быть сосредоточены на восстановлении переговоров в составе РФ, США, ЕС и Украины с повесткой дня «российская оккупация Крыма, Донбасса и Приднестровья«, на получении военной помощи и заключении контрактов на поставку (с ударением на дальнейшем совместном производстве) необходимых систем вооружения включая противотанковые, противовоздушные и морские компоненты, а также на консолидации друзей и сторонников Украины в мире вокруг идеи противодействия российской агрессии.
Существенным дополнением к тактике активного сопротивления и истощения наступательных ресурсов РФ может быть также политика санкций и блокады оккупированных территорий (Крым и Донбасс).
Дипломатическими и торгово-экономическими отношениями с РФ, согласно моему мнению, необходимо пожертвовать, поскольку они создают больше возможностей для России, чем для Украины, а также учитывая, что Россия так или иначе использует их как инструмент агрессии против Украины.
Для минимизации негативных последствий российского вмешательства в Украине невоенными средствами следует также подчеркнуть необходимость достижения существенного прогресса в реализации ряда внутриполитических изменений и реформ в Украине. Следует четко уяснить, что борьба с коррупцией, люстрация, наказание виновных в массовых расстрелах граждан во время Революции Достоинства имеют не меньше, а возможно, и большее значение для отражения российской агрессии, чем собственно оборонительные меры. Существенное внимание следует уделить вопросам гражданской защиты и обороны.
Конечно, такое видение охватывает период лишь 6-9 месяцев, после чего, наиболее вероятно, в украинско—российском конфликте сформируется принципиально новая ситуация.