Ветеран внешней разведки: «Ростки национал-шовинизма в РФ мы отмечали в первые месяцы независимости Украины»

Василий Богдан, ветеран внешней разведки, генерал-лейтенант, работал в спецслужбах независимой Украины со времени их создания. Наш с ним разговор состоялся на фоне неустанных дискуссий о состоянии украинских вооруженных сил и специальных органов, уровне коррумпированности и компетентности военного руководства. Это еще одна точка зрения на процессы, происходящие сегодня в силовых структурах и секторе безопасности, а также ретроспектива в прошлое украинских спецслужб и попытка дать ответ на вопрос: почему стал возможным приход к власти людей, которые по сути представляли угрозу национальной безопасности?

— Василий Антонович, насколько дееспособными являются украинские спецслужбы?

— Чтобы говорить о дееспособности этих органов, надо говорить о дееспособности сектора безопасности в целом, куда входят специальные органы, вооруженные силы и структуры, в частности Государственная пограничная служба, задействованные в системе обеспечения обороны и безопасности страны. В течение 23 лет разные правительства придерживались политики неприсоединения, разоружения. Бешеными темпами шло сокращение вооруженных сил, уменьшение количества вооружений, военной техники. А во время президентства Виктора Януковича продолжалось разрушение сектора безопасности в целом. На ключевых постах оказались люди, мягко говоря, не заинтересованные в том, чтобы укреплять обороноспособность и безопасность страны. Все усилия были направлены на то, чтобы укрепить специальные структуры правоохранительной системы для подавления справедливых акций социального протеста. Фактически предыдущие правительство и президент постепенно, но неуклонно вели страну к подчинению северному соседу. Люди, которые пришли на руководящие должности в спецслужбы, сразу сказали, что вопросы евроинтеграции, возможной интеграции в НАТО снимаются, хотя еще впереди было принятие в парламенте так называемого закона о внеблоковом статусе (ЗУ «О началах внутренней и внешней политики», 2010). Фактически специальные структуры полностью или частично находились под контролем российских специальных органов: Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки РФ, частично Главного разведывательного управления Генштаба вооруженных сил РФ. Поэтому то состояние, в котором оказался сектор безопасности, не позволяло эффективно противодействовать нашим оппонентам.

— Процесс разрушения, о котором вы рассказываете, не был одномоментным. Почему не было противодействия со стороны украинских специальных органов?

— До прихода Виктора Януковича на пост президента разрушительные процессы в этих структурах практически не происходили. Потому что предыдущие президенты – и это надо отметить – не ломали эту систему. А ее реформирование заключалось в том, чтобы усилить структурные, технические возможности, эффективность этих структур. И на это выделялись значительные средства.

— Если украинские спецслужбы хорошо работали до 2010 года, почему стал возможным приход к власти Семьи и в результате приход агентов соседнего государства на ключевые должности в силовых структурах?

— Чтобы говорить на эту тему, надо вернуться в прошлое и вспомнить, как Леонид Данилович, имея рейтинг в 4%, осваивал второй президентский срок. Известно, что самый мощный электоральный потенциал сосредоточен на востоке страны. На выборах в 1999 году работа политтехнологов была нацелена на то, чтобы вывести во второй тур Леонида Кучму и Петра Симоненко. Коммунизм – красивое слово, но к тому времени он уже не пользовался популярностью, а потому вряд ли за Симоненко даже на востоке могло проголосовать много людей. Впрочем, угроза ощущалась. Поэтому состоялась встреча Леонида Кучмы и Виктора Януковича в Донецке, в ходе которой была достигнута договоренность: Донбасс поддерживает Леонида Даниловича на выборах, а он в свою очередь обеспечивает хорошую перспективу для Виктора Федоровича. Думаю, не надо рассказывать, что такое политическая коррупция.

— Собственно говоря, политическая коррупция, как и пятая колонна, существовали задолго до прихода Януковича на пост президента и в определенной степени обусловили его президентство со всеми последствиями. Боролись ли с ними спецслужбы и, если так, почему их действия не были успешными?

— Украина, провозгласив приоритетом евроинтеграцию, должна была внедрять демократические принципы в жизнедеятельность страны. Поэтому методы времен СССР не могли применяться. Плюрализм, демократия, гласность оставались элементами общественно-политической жизни даже при тоталитарных «замашках» Леонида Даниловича, если мы говорим о периоде, когда сформировался олигархат и расцвела политическая коррупция. Служба безопасности Украины (а именно она занимается всем, что связано с коррупцией, пятой колонной, организованной преступностью) действовала в рамках Конституции, ЗУ «О Службе безопасности Украины», «Об оперативно-розыскной деятельности», действующего законодательства, которое регламентирует деятельность политических партий, общественных организаций. Разумеется, проблемы были, как и в каждой структуре. Но все политические партии, в том числе и те, которые мы сейчас считаем пятой колонной, были зарегистрированы в Министерстве юстиции, большинство из них были еще и парламентскими партиями. Депутаты в Украине неприкосновенны. Впрочем, проблемы государственной измены в рамках действующего законодательства решались – было открыто несколько уголовных дел – и постоянно находились в поле зрения. А потом Виктором Ющенко был подписан меморандум о взаимопонимании с оппозицией, которую тогда представлял Виктор Янукович, а также «Декларация единения и сотрудничества ради будущего Украины». Возбужденные против сепаратистов уголовные дела были прекращены.

РОССИЙСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ ЕЩЕ В НАЧАЛЕ 1990-Х СООБЩАЛИ УКРАИНСКИМ, ЧТО БУДУТ РАБОТАТЬ НАД ВОССТАНОВЛЕНИЕМ «ВЕЛИКОЙ РОССИИ»

— Если вернуться назад в природу проблем, о которых мы говорим, то надо понимать, что независимые страны после распада СССР возглавили бывшие партийные руководители; они знали и понимали друг друга, имели почти одинаковую психологию и мировоззрение и могли на определенном этапе договориться. В то же время в России постепенно, но неуклонно возрождался национал-шовинизм. Его ростки начали распускаться бурным цветом после того, как к власти пришел Владимир Путин. То, что эти ростки есть, мы отмечали уже на первых месяцах существования независимой Украины. Когда распался СССР, в бывших республиках остались подразделения единых спецслужб. Надо было как-то выстраивать отношения. В ФСБ, ГРУ и службу внешней разведки РФ были направлены соответствующие документы о том, что мы должны уважать волю своих народов, которые высказались за независимость, поэтому предлагаем выбрать путь партнерских отношений, что не предусматривает не только вражду, но и работу друг против друга. С ГРУ в ответ пришла телеграмма, на содержание которой мы не ожидали. Речь шла о том, что в ГРУ ни в коем случае не согласны с распадом СССР и дальше будут работать над объединением всех республик вокруг великой России. То есть симптомы были. В 1994 году руководитель службы внешней разведки России Евгений Примаков в одном из интервью заявил, что границы стран СНГ не подпадают под действие Хельсинского акта о нерушимости границ.

С приходом к власти Владимира Путина ситуация изменилась. Я лично встречался с коллегами в РФ, и «старые кадры» говорили, что пока сдерживают агрессию «молодых шакалов» относительно того, как нужно вести себя по отношению к бывшим республикам. Владимир Путин взял курс на восстановление России как мировой державы, как неоимперии. Украинский вопрос для Москвы обострился после Оранжевой революции – уже тогда спецслужбам РФ была поставлена задача устранить с политической арены основных ее лидеров. Все усилия были направлены на то, чтобы расколоть демократический лагерь с помощью пятой колонны. Что и было сделано. Параллельно была поставлена стратегическая задача разрушить украинскую государственность и идентичность. Весь научный и политический потенциал России работал над тем, чтобы научно обосновать лидерство этой страны на постсоветском пространстве и в «славянском мире» и одновременно закрепить за Украиной образ страны, которая не состоялась. На первом этапе планировалось подчинить Украину политически и экономически, превратив ее в марионеточное государство. Апогей успеха этой стратегии пришелся на период президентства Виктора Януковича. Если бы не события конца прошлого – начала этого года на четвертом стуле, стоявшем рядом со стульями президентов РФ, Казахстана и Беларуси, когда они подписывали в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе, сидел бы Виктор Янукович.

— Уже сегодня понятно, что в течение прошедших, как минимум, десяти лет Украина должным образом не противостояла России ни в политическом, ни в информационном пространстве. Получается, вопреки всему, что вы сейчас рассказываете, руководство не понимало угрозы? Какие ошибки совершили украинские спецслужбы?

— Мониторинг украинскими спецслужбами осуществлялся достаточно тщательно и масштабно. Обо всех этих вещах, что я вам рассказываю, руководству страны докладывалось. Но есть такая хрестоматия разведки: из всего массива информации, который докладывается руководству, им учитывается от 3 до 5%. То есть информирование и контрмеры были, но внешним и внутренним оппонентам совместно удалось расколоть демократическое движение и привести к власти тех, кто привел страну к второй революции.

— Когда на высшие руководящие должности в силовых структурах пришли люди с откровенно пророссийской позицией, а то и агенты ФСБ, почему высшие военные чины, руководители, сотрудники молчали?

— В течение этих 23 лет в Украине вроде формируется некая элита. Но я считаю, что пока формируется мелкая шляхта, которая претендует на звание элиты. И опасность в том, что эта псевдоэлита, с одной стороны, вроде работает на украинское государство, а с другой, смотрит, не подходят ли в Киев российские войска, чтобы взять буханку хлеба, соль и бежать встречать оккупанта. В общем люди уходили в отставку, некоторые делали публичные заявления. В то же время, если говорить непосредственно о сегменте специальных органов, как только Виктор Янукович стал президентом, во всех структурах уволили всех руководителей вплоть до начальников управлений. Я тоже жертва ротационного процесса. Остались руководители среднего звена и рядовые сотрудники. Интенсивный ротационный процесс, конечно, повлиял на этих людей. У каждого есть семья. По большому счету не надо говорить, что личный состав специальных органов работал против государства. Они добывали информацию, возбуждали уголовные дела, но есть вертикаль, которая их работу блокировала, что негативно повлияло на морально-психологическое состояние этих людей, их активность.

— Новое руководство отказалось от люстрации в силовых структурах. Как вы оцениваете это решение?

— Люстрация – довольно сложный, чувствительный социальный процесс. Сейчас, на мой взгляд, должна быть проведена аттестация и ротация руководящих кадров. В процессе аттестации определяется, что ты делал в той или иной ситуации, кто, кем и на какие должности был назначен, кто имел отношение к коррупционным схемам. И эта аттестация должна касаться военнослужащих, государственных служащих, судей, сотрудников прокуратуры.

— Вы видите признаки позитивных изменений в силовых структурах? Или система сама себя воспроизводит?

— Медленно, но изменения происходят. На руководящие должности в системе разведки, СБУ пришли достаточно профессиональные люди, имеющие специальное образование, опыт работы. То, что уже сделано на сегодня, дает основания для оптимизма, ведь привести в себя то, что было разрушено, не так просто. Понятно, что общество ожидает большего. С другой стороны, в деятельности специальных органов есть предел публичности. То есть я вижу определенный прогресс. Если эта работа будет продолжена в дальнейшем, она будет успешной. Единственное – в СБУ должны внедряться европейские требования и принципы. Специальные службы должны быть лишены правоохранительных функций, надо исключить из их компетенции также борьбу с коррупцией и организованной преступностью. Следственную функцию нужно изъять в СБУ, прокуратуры и милиции, создав отдельный следственный комитет. Спецслужбам нужно оставить только свойственные им функции: борьбу со шпионажем, государственной изменой, защиту государственной тайны, защиту национальной государственности и борьбу с терроризмом. Это мобилизует и даст возможность более эффективно работать именно в направлении защиты государственной безопасности.

— Насколько позитивные изменения в силовых структурах зависят от политической воли?

— Судя по всему, действующий глава государства заинтересован в эффективной работе структур сектора безопасности. Вопрос в том, насколько оперативно все решается, а также насколько пока существующая тяжелая бюрократическая система эффективно и оперативно работает. Другое дело, какие осуществляются кадровые назначения и способны ли назначенные руководители в перспективе обеспечить качественную работу.

— Так, способны ли?

— По поводу того, что было … Было руководство Антитеррористического центра – по всему видно, что оно не справилось со своей работой.

— Можно ли было в начале локализовать проявления сепаратизма на востоке и не дать разгореться вооруженному противостоянию?

— Во-первых, люди, пришедшие к власти, декларируют демократические принципы. Поддержка мирового сообщества также была обеспечена не в последнюю очередь потому, что новая власть не допускала карательных акций. Во-вторых, Донбасс – это резервация, которая была полностью подвластна Виктору Януковичу, Ринату Ахметову и Партии Регионов. Местное население было зазомбировано российской пропагандой и запугано мафиозными структурами. Поначалу в регионе большое влияние имел Ринат Леонидович, который настаивал на том, что с сепаратистами нужно договариваться. Это сыграло определенную роль и породило в руководителей надежду, что местная элита повлияет должным образом, чтобы не доводить ситуацию до раскола. Но просчитались. Не знаю, знал ли Ринат Леонидович, что не он там уже руководит процессом, а российские спецслужбы, которые делали все для того, чтобы дестабилизировать ситуацию.

— Разве не было очевидно, что Россия не отступится?

— Я думаю, что очевидно. Но с другой стороны, было желание урегулировать ситуацию мирным путем. И Европа постоянно настаивала на переговорах.

«КОЕ-КТО ПРОДОЛЖАЕТ ХОРОШО ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЭТОЙ ВОЙНЕ»

— Конечно, мы до сих пор сталкиваемся с такими вещами, как отсутствие профессионализма на разных уровнях, предательство и в центре, и на местах, отсутствие надлежащей координации и неэффективность тылового обеспечения. Причина заключается и в том, что нам достались кадры из той эпохи, а также вооруженные силы, как и другие государственные структуры, были подвергнуты яду коррупции. Есть факты, что кое-кто хорошо зарабатывал на этой войне, а кое-кто продолжает хорошо зарабатывать на этой войне. Мне было странно, когда премьер-министр заявил, что направляет четырех представителей в зону АТО проверить, как используются выделенные правительством семь миллиардов. Возникает вопрос: правительство вообще контролирует ситуацию? Почему волонтеры должны обеспечивать военных продуктами, вооружением и всем остальным? Они обеспечивают военнослужащих на 25-30%. Так где же эти семь миллиардов?

— На какие подразделения в силовых структурах общество может положиться на сто процентов? Насколько велик здоровый сегмент?

— Сектор безопасности выздоравливает. Вооруженные силы уже не те, что были. Они постепенно приобретают боеспособность, боевой дух, способность не только эффективно защищаться, но и наступать. Единственное – наступательная тактика могла бы быть более активной, эффективной: не давать им повода наращивать свои силы. Должна быть лучшая координация в системе сектора безопасности, а также эффективное управление процессами, которые сейчас происходят. Что касается сегмента спецслужб, там тоже происходит выздоровление и позиционирование себя сотрудниками как единой составляющей украинского народа и этого государства. Потому что при Януковиче понятия родины и патриотизма были нивелированы. Только сейчас рождается армия, нация, ощущение необходимости иметь собственное достоинство, государство и чувствовать себя в этом государстве безопасно. Хотя проблем в нем очень много. Сначала нужно ликвидировать банды на востоке, а потом взяться за коррупцию, за ту шляхту, которая ведет себя непатриотично, и показать обществу, что жертвы и усилия были не напрасны. Потому что если опять произойдет разочарование, Майдан и улица вновь заявят о себе.

А Россия принимает меры по консолидации своих усилий и ресурсов. Поездка Владимира Путина в Латинскую Америку, встреча на Кубе, где восстанавливают разведывательный радиоцентр – Россия списала Кубе долг в 32 миллиарда долларов в обмен на разрешение проводить радиоразведку против США с кубинской территории. Противоречия нарастают. Если Европа и Соединенные Штаты до конца не осознают, какую угрозу в себе несет Путин и современный режим в России, мы можем стоять на пороге третьей мировой войны.

Виктория Скуба

Комментарии

Добавить комментарий

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.