Андрей Миселюк, политолог, директор Института социально-политического проектирования «Диалог»
Такое редко, но случается: обычным украинцам стОит взять пример с отечественных политиков, результативно и качественно выполнивших свою часть работы по отмене виз в Евросоюз. В этом направлении, в отличие от многих других неотложных участков работы, президент, правительство и фракции большинства в Верховной Раде работали слаженно и с высоким КПД.
Впервые на официальном уровне план действий по безвизовому режиму был согласован ещё в начале президентства Януковича — на саммите Украина-ЕС в ноябре 2010 года.
Получив на старте работы пост-Евромайдановской власти от «папередников» основательную теоретическую часть, именно новые руководители страны смогли перевести дело от теории к практике. И всего за полтора года, к декабрю 2015-го, добились от ЕС аванса о предоставлении безвиза в ближайшем будущем. (Правда, по объективным и зависящем чаще от Евросоюза, чем от Украины, причинам, независимым экспертам уже тогда было понятно, что этого в 2016 году не произойдет. Вопреки ожиданиям многочисленных евро-идеалистов налицо были объективные масштабные преграды для отмены виз с нашей страной, на тот момент не преодолимые. Без устранения их собственными силами Евросоюз не мог выполнить на практике свою декларацию о безвизовом режиме с Украиной. Лишь после того, как Евросоюз самостоятельно, вне зависимости от позиции Украины, снял эти преграды, он дал «отмашку» на отмену виз.UA).
Это обещание Евросоюза — выгодный контраст с КПД «европаровоза Януковича», при котором больше трех лет согласованный в конце 2010-го с ЕС план всё дорабатывался и модифицировался. Главной причиной этих бесконечных согласований-оттачиваний-шлифовок являлось отсутствие политической воли тогдашней власти на практическую имплементацию норм для получения безвиза.
В то время как у новой власти была эта воля.
Заданная категорическим императивом Евромайдана о том, что Украина должна реализовать на практике свой европейский выбор. Поэтому уже в мае 2014-го, имея в пассиве аннексированный Крым и войну на Донбассе, при активном лоббировании и.о. президента Турчинова и премьера Яценюка всё та же старая, избранная при Януковиче в 2012-ом году Верховная Рада проголосовала за важные законы для получения безвиза. Это были нормы о предотвращении и противодействии дискриминации, поправки к антикоррупционному законодательству, поправки к закону о беженцах, а также изменения в законодательстве о деятельности уполномоченного по правам человека в сфере защиты личных данных.
Процесс практического воплощения безвиза ещё больше ускорился после выборов нового парламента в конце 2014 года. Главными «тягловыми лошадками» по принятию необходимых изменений стали фракции БПП и «Народного фронта». («Самопомощь», «Батькивщина» и радикалы Ляшко то поддерживали нужные нормы, то вставляли в палки в колёса. А потом вообще вышли из парламентской коалиции). Эти две фракции вместе со своими кураторами — президентом Порошенко и премьером Яценюком — последовательно работали над выполнением требований Евросоюза. Несмотря на затяжной тяжёлый политический кризис, который начался «в полный рост» с осени 2015-го. Тут, надо признать, все стороны политического конфликта смогли вынести пакет работы «по евроремонту» за скобки своего противостояния. И удержались от соблазна сделать выполнение безвизовых требований инструментом в выяснении отношений.
Само собой, были в этом сотрудничестве и сложности, и шероховатости.
В итоге задание было выполнено. И незадолго до отставки правительства Яценюка Верховная Рада Украины в марте прошлого года приняла последний из так называемого безвизового пакета закон — об электронном декларировании. Практический результат этой части работы по получении безвизового режима налицо — его с позавчерашнего дня может ощутить каждый обладатель биометрического паспорта, путешествующий в Евросоюз.
Сложно сказать, когда в политической повестке дня появится новый настолько же мощный стимул синергии работы всех центров власти для достижения масштабной мега-цели. Во внешней политике его точно не ожидается: в практическом плане в обозримом будущем ни о вступлении в Евросоюз, ни о присоединении к НАТО говорить не приходится. Поэтому эта мега-цель должна быть уже из внутриполитической повестки дня. Сегодня можно лишь констатировать то, что есть предпосылки к тому, что эта цель
- в среднесрочной перспективе появится
- политические группы влияния при желании смогут актуализировать накопленный на пути к безвизу опыт синергии усилий для её достижения.