Множество снимков с «фронта» советская пропаганда создавала следующим образом: фотографии разных авторов нарезались, собирались в коллажи, ретушировались, фотокопировались и печатались уже в более низком качестве. Часть архива таких оригинальных коллажей опубликовал Артур Бондарь, пишет сайт Bird in Flight.
История фотоманипуляций в целях пропаганды ведет нас вглубь истории СССР. Один из наиболее влиятельных ее периодов – Вторая мировая война. Советскую пропаганду того времени – плакаты, листовки, фронтовые и гражданские газеты – также часто называли «третьим фронтом».
Пропагандисты использовали образы, придуманные Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) и Отделением по работе с войсками противника РККА. Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в прессе.
Во время Второй мировой войны фотограф не мог попасть на фронт или в прифронтовую зону без специального письменного разрешения; съемка без него приравнивалась к военному преступлению. Командированные фотографы отсылали свои негативы в Советское информбюро, где те жестко цензурировались, после чего могли быть как угодно использованы режимом. Часто в советских газетах эти снимки подвергались «художественной ретуши»: люди с профессиональным художественным образованием составляли из кусков снимков разных фотографов батальные коллажи и подкрашивали их белой гуашью и чернилами. Фотокопии коллажей пускали в печать; крупное зерно газетной печати почти не позволяло рассмотреть манипуляцию.