Ящик внутренней оккупации

Евгений Дикий, биолог, экс-доброволец «Айдара»

Я давно забыл, что такое просмотр «зомбоящика», так же поступили 99% тех, с кем я ежедневно общаюсь. И только в Новый год, который я обычно провожу с родственниками не в столице, я открываю окно в другой, чужой мне мир, который является реальным миром для пока абсолютного большинства украинцев. Мир «украинского» телевидения.

Чтобы быть объективным, я специально посмотрел в сети данные социологии. Цифры несколько отличаются, но наименьший указанный процент граждан, которые считают своим родным языком украинский — это 60%, наибольший — 67%. Даже если мы берем первую цифру, логично ожидать хотя бы такого же процента украинского языка в новогоднем телеэфире — это и так если считать, что «ящик» просто механически удовлетворяет потребности аудитории, то есть никакой языковой и культурной политики в воюющей против РФ страны нету.

Однако реальность показывает, что языковая и культурная политика в телеэфире присутствует, даже очень активная и агрессивная. И это активная и агрессивная языковая и культурная политика России.

Я сознательно оставляю без внимания выпуски новостей (хотя и по ним ситуация мягко говоря не «украиноцентричная», но здесь очень значительные различия каналов — от совсем московского «Интера» к вполне патриотическы «ТСН» на «плюсах», но это все же более «тонкие материи», о них не сейчас). Миллионы зрителей включают ящик для того, чтобы развлечься и отдохнуть — и с первых минут попадают в крепкие объятия «русского мира».

Я несколько раз последовательно проклацал 12 (прописью: двенадцать) телеканалов в течение новогодней ночи. Украинский язык удалось услышать на 2 (прописью: два). Из них лишь на одном он преобладал, на втором просто в один из номеров пригласили Дзидзьо, все же остальные так же представляли собой безальтернативное господство «братскава языка».

Вся толпа «Украинского» селебритиз, все эти Поляковы, Потапы, Насти, Манатики, Дорны, Зеленские, Могилевские и т.д.-т.д.-и т.д. в новогоднюю ночь расслабились и радостно развлекались в кругу своих — нашего малороссийского «бомонда», и, конечно же, общались между собой на языке этого «бомонда» — на русском. На этом же языке «наши» звезды поют свои песенки — ведь кто такие 40000000 украинской аудитории, чтобы ради них учить «сельское наречие», когда значительно больше сборы можно «срубить» на гастролях в стране, которая на уплаченные гастролерами налоги убивает наших людей на востоке и удерживает оккупационный контингент в Крыму? .. и те самые 60-67% украиноязычных Украинцев должны были это глотать — кто же они такие по сравнению с «сталичними звездами»? .. это пренебрежение тех, кто выбился в «гарадские» и даже — в наивысшее признание и мечты всей жизни! — время от времени гастролирует в «самой» Москве, миллионов тех, кто их кормит, даже более мерзкая цинизма и ложь политиков: последние хотя бы дают себе труд нас обманывать и притворяться своими, эти же «клали» нас со всей откровенностью колониальной местечковой псевдоэлитки.

Но попробуем на секунду абстрагироваться от формы (языки) и посмотреть на содержание. И в удивительное открытие — философский принцип связи формы и содержания оказывается не абстракцией, а жестокой реальностью, и языком оккупанта нам в отечественном телеэфире, свободу которого мы отстояли кровью украинской Небесной Сотни, насаждают абсолютно последовательны оккупационные месседжи.

Молчу об откровенно оккупационном «Интере», который устроил целый «парад ностальгии по Совку», с вечными «Легким паром» и всем остальным неизменным набором ностальгического информационного оливье. Молчу о ахметовской «Украине», которая транслирует украинским детям, чьи родители в это время возможно держат фронт на Востоке, даже не совковые, а свеженькие москальские мультики, снятые в Путинский Рашке за счет их Госкино со всеми вытекающими рускомирськими посланиями. Но остальные не лучше — многочасовой марафон старого москальского гавногода времен моего горбачевского детства на НТН (украинский рок конечно же не существует в воображении «наших» продюсеров), постоянные аллюзии и обыгрывание старой советской эстрады и штампов советского кино во всех шутках конферансье, собственно все разговоры селебритиз — или об их же местечковую «Звездную» тусовку, или же о «старых Песнях о главном», другого мира в их головах не существует, и нас они кормят и продолжат кормить именно этой смесью колониальной старины и провинциальных понтов.

Вишенкой на торте выглядел «типа очень патриотический» «Квартал Коломойского», который даже похож на патриотические месседжи, ухитрился подавать опять же исключительно языком оккупанта, а все песенки с якобы «актуальным» содержанием были положено на музыку такой совковой старины, которая даже в годы моего детства была немного того, ретро … Ну ок, чуваки, понимаю, вы сраные провинциальные кавээнщики с соответствующим образовательным бэкграундом, но уже четверть века как выслужились в «сталичние», могли бы уровень немного подтянуть … Ну а даже поверхностный анализ их месседжей из этих песенок и шуточек показывает, что они «наши» исключительно в контексте неприятия Путинской РФ (и на том благодарность, конечно же, могло быть еще хуже), остальное же наполнение — безумная смесь дешевого популизма, «обсирания» всех немногочисленных реальных реформ, притом обсирания с позиций «развитого социализма», и в конце концов непобедимый совковый патернализм: в представлении криворожских кавээнщиков государство должно само платить всем нам зарплаты, устанавливать курсы валют и заботиться персонально о каждом лохе с лохтората, который взамен ни за что не отвечает и ничего делать не должен, только время от времени «выбирать сердцем» …

Просмотр новогоднего телеэфира — очень познавательная вещь, которая помогает многое для себя прояснить и расставить по полочкам. На четвертом году войны с РФ «наше» телевидение не только не помогает нам защищаться и побеждать, но наоборот — является самым мощным инструментом агрессии против Украины. Путинские танки смогли оккупировать только Крым и пол-Донбасса, тогда как имперскими посланиями и культурными кодами полностью оккупировано украинское телепространство. За пределами выпусков новостей (которые делаются журналистами, хоть как-то причастными к реальному миру, в частности в нашей войне) телевизионный мир принадлежит компашке местечкових типа-селебритиз уровня провинциального КВН. В мире этой недоэлитки нет нашей войны; нет нашего языка, истории и культуры, то есть того, что мы собственно защищаем в этой войне. Их мир очень прост, по незнанию иностранных языков и недостаток образования он весь состоит из простых штампиков совковой масс-культуры, а верхом совершенства для них «культур-мультур» их немного более успешных коллег из Белокаменной; нашу же культуру, историю и язык они во-первых не знают, а не зная — заранее презирают и не любят, потому что презирают и не любят не нашу реальную Украину, а свое скудное представление о ней, сформированное сквозь фильтры единой доступной им культуры — москальськой.

Учитывая, кто формирует украинское телепространство, и чем он наполнен, перестаешь удивляться нашим поражениям и проблемам, и начинаешь быстрее удивляться победам потому, что мы еще держимся на фронте. Я еще раз поражен тем, какой же сумасшедший запас прочности и внутренней уверенности в себе мы унаследовали от предков, если в таком враждебном, токсическом информационном пространстве, вопреки ежедневном промыванию мозгов с оккупационного зомбоящика, все же остались украинцами! И все же воюем, и не перестаем удивлять своего врага!

Но так не может продолжаться вечно. Внутренний фронт — залог победы на внешнем, а на нем мы пока проигрываем основательно. Проигрываем всем этим не нашим селебритиз, не нашим продюсерам, и в первую очередь — проигрываем владельцам телеканалов, не нашим олигархам, откровенным врагам нашей страны и нации. Проигрываем, потому что еще даже не начали на этом фронте наступать. Еще даже не начали разговаривать с владельцами телеканалов и той наемной шушерой, которая на их (то есть на наши, похищенные олигархами) деньги промывает нам мозги единственным языком, который они понимают — на языке силы и принуждения. Так может, наконец пора?

This site is registered on wpml.org as a development site. Switch to a production site key to remove this banner.