Евгений Магда, историк, политолог
Российский президент во время недавнего заседания клуба «Валдай» среди прочего не исключил расширения нормандского формата за счёт Соединённых Штатов. Почему хозяин Кремля решил сменить позицию и чего ожидать от этого Украине?
Выступления Путина на ежегодных заседаниях российского дискуссионного клуба давно стали традиционными. Нынешней осенью на Валдайском форуме Путин предстал в роли манипулятора: сначала напомнил, что Пётр Порошенко через фабрику «Рошен» в Липецке является иностранным инвестором в России, затем обвинил Украину в отказе от дешёвого российского газа в пользу реэкспорта из Западной и Центральной Европы. Дескать, Газпром предлагает газ по $180 за тысячу кубов, но Украина предпочитает покупать по $300 с хвостиком у европейских партнёров, нарушающих условия договоров с российской газовой монополией.
Сделанное Путиным Соединённым Штатам предложение принять участие в нормандском формате стало своеобразной «вишенкой на торте».
В этом контексте важно понимать, что после переговоров «нормандской четвёрки» в Берлине приближённые Владимира Путина и представители самопровозглашённых республик предприняли немало усилий, чтобы размыть смысл прошедших там консультаций. Заявления Сергея Лаврова и Дмитрия Пескова не оставляют сомнений в том, что Россия не собирается занимать конструктивную позицию по вопросу урегулирования в Донбассе. Для реальных подвижек Кремлю придётся признать собственное участие в разжигании конфликта на востоке Украины, но такой сценарий развития событий выглядит нереалистичным.
Более того, Россия намерена имитировать в отношении конфликта в Донбассе позицию «над схваткой», не отказываясь от влияния на сепаратистов.
Выглядевшее как экспромт предложение Путина США принять участие в нормандском формате на самом деле хорошо просчитанный ход. Администрация Барака Обамы завершает свою работу, а новый президент въедет в Белый дом только в начале следующего года. В современном мире несколько месяцев — продолжительный срок, а Путину весьма выгодно периодически представать перед мировым сообществом в качестве носителя конструктива. Тем более — в тех случаях, когда этот подход ничего для него не стоит, а возможность «подтянуться» в информационном пространстве до уровня США велика.
Претендуя на статус сверхдержавы, Россия порой позволяет себе играть по международным правилам. Так происходит и на этот раз: Путин отлично понимает, что ему необходимо выдвигать новые предложения, дабы не занимать пассивную позицию. В Москве, по всей видимости, просчитали, что молчание в отношении конфликта в Донбассе на фоне российско-американских дипломатических клинчей, вызванных ситуацией в Сирии, будет сужать пространство для политического маневра. Поэтому Путин зашёл с заокеанского козыря, ведь американские дипломаты присутствуют на полях Трёхсторонней контактной группы в Минске, пусть и неофициально.
Есть и более прагматичная причина: Кремль может рассчитывать провести внешнеполитический размен с новым американским президентом и уже сегодня обеспечивает для него предварительные условия.
Наиболее очевидный вариант — Украину на Сирию, как зоны особого влияния Кремля и Белого дома соответственно. В Москве не скрывают желания играть на равных с Вашингтоном, при этом пытаясь вернуться к тональности двустороннего диалога времён холодной войны. Участие США в нормандском формате, по расчётам России, может расшатать единство Запада, в частности, ударив по амбициям Ангелы Меркель и Франсуа Олланда. Команда Путина оценила стремление соратников Барака Обамы подтолкнуть официальный Киев к скорейшему урегулированию конфликта в Донбассе. Помните, как в сентябре Джо Байден говорил Петру Порошенко, что нужны уступки — вот и в Москве помнят.
Что в этой ситуации делать Украине? Главное — не возлагать особых надежд на американскую дипломатию, поскольку Вашингтон ведёт с Москвой свою масштабную внешнеполитическую игру.
Необходимо постоянно маневрировать и предлагать собственные варианты расширения или смены нормандского формата. Возможно, за счёт Польши, которая давно говорит о стремлении принять участие в урегулировании в Донбассе. Или же попытаться реанимировать недолго существовавший женевский формат. В любом случае действовать необходимо одновременно решительно и мудро, понимая, что формат переговоров как перчатки менять не получится, а цена ошибки и медлительности высока.